Шрипада Садашивачарья (С.В. Лобанов, Москва).
Мантра йога и мантра садхана в индуистской тантре.
Ом. Основы тантрической мантрологии излагаются в Тантрах, упатантрах и комментариях к ним. Помимо этого имеют большое значение устные наставления и разъяснения (упадеши) наставников конкретных школ своим ученикам. Важнейшие из мантра-шастр: Мантра-йога-самхита, Мантра-махарнава, Мантра-маходадхи и др. Они подробно рассматривают такие вопросы, как происхождение и назначение мантр, их классификация, условия и особенности практики, посвящения, качества учителя и ученика и др. Посвящение рассматривается как существенно важная отправная стадия для начала мантра-садханы. Ученик должен не быть уродом,и глупцом, должен обладать помимо духовной мотивации и позитивных моральных качеств еще "равной верой и преданностью по отношению к Гуру, Мантре и Дэвате; лишенный благих качеств и недостойный ученик принесет Гуру одни лишь страдания" (Мантра-йога-самхита, 22-23). Гуру подбирает для ученика индивидуальную мантру в соответствии с принципами Кулакула-чакры, Нама-чакры, Раши-чакры, Накшатра-чакры, Акатхала-чакры и Акадама-чакры, т.е. выполняет предварительные нумерологические, астрологические и др. вычисления с целью выяснить, будет ли мантра для ученика благоприятной, нейтральной или негативной (рассматриваются десятки позиций и комбинаций). После надлежащего посвящения и передачи мантры, ученик выполняет пурашчарану, интенсивное повторение мантры в сочетании с медитацией и сопутствующими обрядами и предписаниями. Для того, чтобы мантра в полной мере "заработала", при пурашчаране следует учесть 16 основных и 12 вспомогательных условий (не считая дополнительных устных указаний Гуру). В Мантра-йога-самхите (31.1-10) говорится: "Подобно тому, как Луна проявляет себя в 16-ти частях (kalA), так и мантра-йога состоит из 16-ти составных частей..."
Вот эти части:
1. Бхакти: одинаковая вера и преданность Божеству, Гуру и Мантре (прежде всего сути и смыслу, заключенным в ней).
2. Шуддхи: состояние чистоты - внутренней (чистоты сердца, души и ума) и внешней (физической и ритуальной).
3. Асана: подходящее сиденье (обычно из травы kusha или оленьей шкуры, или согласно предписаниям Гуру и Шастр) и поза (чаще всего падмасана, сиддхасана, сукхасана или свастикасана). Мантра должна начитываться при неподвижном состоянии тела.
4. Паньчанга-севанам ("пятеричное служение"): регулярное совершение полного варианта служения своему Ишта-Дэвате, с обязательным чтением соответствующей Гиты (напр. Шива-гиты, Деви-гиты и др.), Сахасранамы (1000 имен), Стотры (гимна), Кавачи (защитной мантры-"брони") и Хридаям (мантра-"сердце").
5. Ачара ("путь; поведение"): следование законам, обычаям, правилам и предписаниям своей духовной школы (ачары) и указаниям наставника (ачарьи).
6. Дхарана: практика регулярной медитации, которой устойчиво надо придерживаться (корень "дхар" означает "держаться; концентрироваться").
7. Дивья-деша-севанам ("почитание божественных мест [присутствия]"): почитание (пуджа) внешних символов и атрибутов Ишта-Деваты у домашнего алтаря и в общественных святилищах, уважительное отношение к местам и символам Богопочитания других традиций и культов и недопустимость их оскорбления или осквернения.
8. Прана-крийя ("дыхательные упражнения"): пранаяма - йогическая, в целях поддержания чистоты и здоровья, и ритуальная (с ньясами, особыми мантрами и т.п.).
9. Мудра ("жест"): уметь выполнять подходящие жесты во время медитации, поклонения и садханы.
10. Тарпана ("жертвенное возлияние"): особое подношение Божеству (богу Солнца и Ишта-Девате) путем возлияния во время сандхья-ванданы.
11. Хавана ("сжигание"): совершение огненного жертвоприношения (хомы, агнихотры).
12. Бали-дана ("подношение угощения [Божеству]"): поднесение жертвы (плодов, сладостей, приготовленой пищи, иногда - жертвоприношение животных).
13. Йага ("жертва"): бывает внутренней (антар-йага) и внешним (бахир-йага). [пуджа, тарпана, хавана, балидана и йага (яджня) являются разными вариантами ритуалов внешнего обрядового почитания Божества, имеющими свои "технические" и иные особенности. Все они могут выполняться также и на внутреннем плане - заменяться особыми формами медитации.]
14. Джапа ("повторение"): собственно техника надлежащего произнесения мантры вслух, шепотом или ментально.
15. Дхьяна: созерцание и медитация на Божество мантры с целью отождествления себя с Ним.
16. Самадхи, или махабхава ("великое состояние"): погруженность в опыт реализации Божества как Смысла и Силы Мантры и как Души своей души.
12 дополнительных способов усиления эффекта мантра-садханы:
1. Шодхана ("очищение"): тщательное исследование и анализ своей практики с целью обнаружения ошибок, упущений, оскорблений Божества, Гуру, святынь, и устранение этих помех и загрязнений. Также означает самоанализ и очищение своего сознания от мешающих идей, иллюзий, заблуждений и прочей нечистоты ума.
2. Мантра-артха ("смысл мантры"): надо знать смысл и назначение, цель (артху) мантр (особенно биджа-мантр) и углублять свои познания в этой области с помощью изучения Шастр, указаний Гуру и советов более опытных садхаков.
3. Мантра-чайтанья ("сознание мантры"): надо знать, какими действиями можно пробудить энергию сознания, сконцентрированную в мантре.
4. Куллука: знать, какими "семенными мантрами" предваряются многослоговые мантры конкретных Божеств. Например, куллука Шивы - ОМ hauM, куллука Шакти (основных Ее аспектов) - OM hRIM.
5. Мантра-сету: установление с помощью "особой" мантры "моста" (сету) через пропасть, разделяющую сознание поклоняющегося и Сознание Божества, сокрытое в мантре. Обычно это определенная биджа, повторяемая ментально несколько раз перед практикой мантры.
6. Махасету ("великий мост"): универсальная великая биджа - пранава (ОМ); kRIM - для мантр Кали, huM - для мантр Тары, и т.п.
7. Нирвана: "особый" принцип для выправления внутренней духовной мотивации, который надо получить устно от Гуру (способ samputita и т.д..).
8. Mукха-шодхана (очищение рта) и джихва-шодхана (очищение языка): ритуальное (ачамана, особые мантры), йогическое и гигиеническое и моральное (принесение раскаяния за грех лжи, сквернословия и т.д).
9. Прана-йога: дополнительные пранаямы и др. дыхательные упражнения и техники для очищения тонкого тела и сознания.
10. Дипани (освещение): следует прояснить все основные и возможные побочные эффекты от практики конкретной мантры, прежде чем приступить к ее садхане. Также способ сампутита с пранавой, произносимой 7 раз до и после.
11. Мантра-шутака ("загрязнение" мантры): для устранения этого загрязнения (побочного негативного эффекта) выполняются специальные действия способом сампутита с пранавой 100 раз до и после.
12. Мантра-доша (дефекты мантры) вызываются в случаях: недостаток или отсутствие веры в садхаке несовпадение его мотивации со смыслом и назначением мантры, ложь по отношению к инициирующему гуру (стремление скрыть от него настоящее намерение и обманом получить мантру) и Девате (стремление использовать его для служения своему эго, лицемерно прикрываемое показным "бхакти" и почитанием); пропуск отдельных слогов мантры; неправильное произношение - особенно перепутывание и неразличение долгих и кратких гласных или сходных звуков; использование мантры не по прямому ее назначению: разглашение эзотерической информации и сообщение самой мантры непосвященным, и др. Для устранения дефектов мантры используются дополнительные оккультные техники: вималикарана, дживана, тодана, апьяяна и др., а сообщения мантре дополнительной силы - бхрамана, родхана, вашикарана, пошана и др. Но все они применяются строго однократно по отношению к конкретной мантре.
Но и это еще не все. Изучать принципы науки мантра-шастры можно годами. Это требует немало воли и способностей. Поэтому на практике садхаки руководствуются прежде всего указаниями учителей. "Мантра-йога-самхита" (66-67) гласит: "Садхака, будь он вайшнавом, солнцепоклонником (саурой), шактой, ганапатьей или шайвой, всегда будет встречать упущения и проблемы, если будет выполнять садхану без наставлений Гуру. Хотя множество различных мантр дано в Упанишадах, Самхитах, Пуранах, Тантрах и мантра-шастрах, и различные формы почитания Пяти Божеств тоже описаны в Шастрах, все же выяснить, подходит Мантра и Дэвата кому-либо и согласуется ли с его внутренней природой, никогда невозможно выяснить только с помощью книг. Так же, как маленький светильник не способен разогнать ночную тьму, - а только солнце, - так и садхака может обрести соответствующую пригодность для садханы лишь с помощью Гуру. Без наставлений Гуру садхана мантра-йоги становится бесплодной и даже вредной. Если даже после надлежащего выполнения пурашчараны мантра не принесла эффекта, следует повторить весь процесс еще раз. Даже если и тогда мантра не принесла сиддхи, следует выполнить все в третий раз. Если и на третий раз мантра не стала приносящей сиддхи, следует прибегнуть к семи действиям - бхрамане, родхане, вашикаране, пидане, шодхане, пошане и дахане, описанным Господом Шанкарой в различных Тантрах. Пусть тогда садхака изучит их от Гуру, сведущего в Тантра-шастре".
Благо всем!
Kalidasa: Низко склоняюсь, Гуруджи! Как всегда, просто и блестяще... Все-таки очень здорово, что Вы возобновили свои наставления- пусть даже в такой форме. А что касается конкретно мантра-садханы - был я как-то на Пудже (впервые в жизни), где читалась, кроме всего прочего, Дакшина Кали мантра. Ну, как на слух попало- просто заболел! Даже во сне снилась... Ну что, такие знаки игнорировать нельзя - купил Малу, да и стал начитывать. Что я за полтора года получил, и чего благополучно избежал- даже не буду здесь рассказывать, все равно никто не поверит. Да и общее состояние...В общем,хорошо пошло - грех жаловаться!
Когда переводил тексты - Брихад Нила Тантра , Деви Рахасья и др.- там везде есть главы о почитании Махакали. И там везде эта мантра приведена ИНАЧЕ- т.н. 23-х слоговая мантра. А тот вариант, который я читал, видел только в книге Хариша Джохари. Ну да книги- там ведь и опечатки случаются! Так что теперь диллема - прдолжать читать, как раньше (скорее всего, неправилно!) - или привести в соответствие с Агамами - или ждать - неизвестно сколько - возможности получить передачу ее же от Гуру? Что делать? Посоветуйте - пропаду!
С уважением, Калидаса.
Джая Ма!
Садашивачарья: Если не ощущаете негативных последствий и это не причиняет Вам беспокойств, можете продолжать практиковать так, как уже это делаете. Здесь важна именно бхакти-бхава. Эта мантра предназначена прежде всего для установления личной связи с Матерью, а не для оккультных манипуляций. Не будучи должным образом посвященным и не имея личного Гуру, Вы не связаны необходимостью руководствоваться предписаниями Агам. На этом этапе для Вас важны вера, преданность и чистота духовной мотивации. Если Вы удовлетворите Мать этим, этого уже немало. Все остальное "недостающее" - Гуру, дикша, чакра, передачи, садханы и Агамы - приложится. Всему свое время.
Amriteshvara: О точности чтения мантр
Хорошо, конечно, правильно произносить мантры. Однако, думаю, что это дело не первостепенной важности. Такое суждение выношу на основании богатого опыта тибетских тантриков. Слышали бы вы как они мантры санскитские произносят. Кошмар! Но реализовавших состояние Будды и обычные мирские сиддхи среди них было великое количество. А уж как японцы мантры читают - вообще говорить страшно Калидаса должно быть может много удивительных примеров привести. Куда более важным является поддержание нужного состояния. Сколько раз слышал от своих тибетских учителей, что без толку бубнить мантры в рассеянном состоянии сознания без поддержания необходимого самадхи.
Кхьенпо Палден Шейраб Ринпоче часто рассазывает историю, кажется, про Шантаракшиту, к которому пришел другой очень известный и образованный тантрик. Случайно услышав как тот читает мантру Ваджракилаи, сделал ему замечание, что то произносит не верно. Вместо ..кили килая начитывает ...чили килая. В ответ Шантаракшита просто вонзил свою пурбу в скалу как в масло. Какие будут мысли по этому поводу?
R.M: Re: О точности чтения мантр
Все это конечно хорошо. Но знаете ли Дурвасу, который никогда не лгал....зато хорошо проклинал.)). Пример серьезного отношения к речи..)). Вспомнился афоризм Шри Ауробиндо: "Некоторые святые использовали сиддхи, более великие порицали сиддхи. Самые великие и порицали и использовали сиддхи". ))))))))) Наверное, нечто подобное можно отнести и к мантрам.
Садашивачарья: Re: О точности чтения мантр
В данном случае ссылки на практику тибетских буддистов, безусловно, интересны. Важнее всего, конечно же, концентрация сознания и понимание внутреннего смысла (не просто буквального смысла слов, хотя и это тоже важно) и назначения мантры + мотивация самого практикующего. Все это так. Тем не менее индуистская традиция (как ортодоксальная брахманская, так и тантрическая) придавала большое значение мантра-шастре (науке мантр).
Именно индуистская мантрология является наиболее развитой и сложной. Она гораздо сложнее буддистской, джайнской и др. "еретических" (с точки зрения брахманов-ортодоксов) систем. У буддистов отношение к мантрам и санскриту более утилитарное. Санскрит буддистских Сутр и Тантр имеет массу грамматических отклонений от нормы, из-за чего ученые называют его "гибридным буддийским санскритом". В индуистских (особенно ортодоксальных) системах такое просто невозможно, потому что для индусов "язык богов" есть тоже своеобразное божество и манифестация Шабдабрахмана! Поэтому буддистская точка зрения не особо помогает получше понять брахманизм и индуистскую тантру. Уже хотя бы потому, что буддисты не оперируют многими понятиями индуизма и тем более оторваны от многотысячелетней традиции ведических культов. В индуистской мантрологии важно все - "мелочей" нет. Как раз благодаря такой скурупулезности и мелочности брахманы сохраняют древнее произношение Вед на протяжении тысяч лет. До сих пор пандиты рецитируют Веды практически одинаково во всех частях Индии: одинаковое произношение, тональные ударения, мелодии рецитации. Сама наука произношения и грамматика санскрита считаются составной частью изучения Вед. Этому посвящено огромное количество шастр по мантрологии и комментариев к ним. Тщательно отточенная техника освоения произношения позволила сохранять произношение священного языка почти без изменений. А вот, например, у парсов-зороастрийцев произношение авестийских мантр не так отточено. Как они произносились в глубокой древности - неизвестно. Ну, если с брахманами и Ведами все понятно (там читать Веды "кому не положено" и "не так" является тяжким грехом), то среди индуистских учителей-тантриков нет полного единомыслия. Часть из них мыслит вполне по-брахманистски, у других подход сугубо практический, третьи стараются сочетать все нюансы сложной науки мантра-шастр. Большинство тантрических пандитов и гуру, с кем мне довелось общаться, настаивали на необходимости корректного произношения санскрита. Они (и индуистские мантра-шастры) часто упоминают примеры, когда из-за одной только перестановки ударения и тональности произнесения мантра может существенно менять свой внутренний и практический смысл - вплоть до прямо противоположного. Сам экспериментируя с мантрами на протяжении десятка лет, могу поделиться и собственным опытом по этому вопросу. Тема сложная, но очень интересная. Спасибо за хороший ответ
Amriteshvara: Существовал еще один язык весьма похожий на санскрит, но грамматически несколько отличный от него. Его тибетцы называют языком дакинь. Распространен он был в древней стране Уддияна, которая располагалась в долине реки Сват, занимала часть Кашмира, современного Пакистана и Афганистана. Тибетский "неправильный" санскрит связан часто с этим языком и не является в действительности ошибочным или неправильным как до сих пор считают многие ученые.
Садашивачарья: Re: О санскрите и "языке дакини"
Я слышал об этом языке. Приходилось беседовать на эту тему с ламами. Есть свои параллели этому языку в некоторых мистических языках, используемых некоторыми сектами индусской тантры и шиваизма. Например, тамильские Сиддхи использовали особый сакральный язык в мантрах и медитациях, отличный от санскрита и старотамильского. Сейчас монахи ордена Субрамуньясвами используют особый медитативный язык Shum в своих практиках медитации. По звучанию и тональности (и по энергетическим вибрациям)он сильно похож на "язык дакинь", только энергетика более "саттвическая". Сами они этот язык называют "языком Дэвов". Но под "гибридным санскритом" буддистских текстов я имел в виду не "язык дакинь", а именно особую модификацию письменного (!) санскрита, который характерен только для этих текстов. Ученые его так и называют: "гибридный санскрит буддийских текстов". И, насколько мне известно, также не отождествляют с "языком дакинь" или разговорным диалектом Уддияны - одним из пракритов, древних разговорных индоарийских языков, из которых со временем сформировались современные хинди, пахари, бенгали, кашмири и др. "Гибридный санскрит" формировался не на основе уддиянского пракрита, а был просто упрощением самого обычного для того времени санскрита. Буддийским монахам важно было записать тексты и сделать информацию доступной для всех, кто умеет читать. О чистоте "священного языка" они, в отличие от брахманов, нисколько не заботились. Поэтому и родилась такая разновидность санскрита. В "гибридном санскрите" действительно есть отклонения от грамматики чистого санскрита. Нечто похожее встречается также в текстах джайнов. При этом и у джайнов и у буддистов встречаются санскритские тексты, написанные на грамматически правильном санскрите.
(по материалам форума "Капала", сентябрь 2001 г.)