Шри Рамануджачарйа

Эта небольшая статья имеет своей целью показать положение Шри Рамануджачарйи в ряду учителей теизма, основываясь на Абсолютном стандарте, ставшем доступным во всей полноте в учении Шри Чайтаньи. Религиозная система Шри Рамануджи допускает к служению Богу всех, независимо от их касты или вероисповедания, при условии, что они отдаются руководству духовного наставника, не выдвигая никаких предварительных требований. Последователи Рамануджи избегают любого общения за пределами их собственного сообщества.

Высокое почтение, которым школа Рамануджи удостаивает слуг Бога, роднит ее со школой Шри Чайтаньи в одном самом существенном положении. Слуги Бога стоят вне и выше любых классовых делений этого мира. Они образуют сообщество чистых душ, в котором нет места различиям, основанным на мирских понятиях возраста, пола, рода занятий, учености или любых других качеств разума или природы. Отношениями среди членов такого сообщества всецело руководят нематериальные соображения, совершенно непостижимые для непосвященных.

История о жене, которая, ради того, чтобы достать необходимые денежные средства и поднести пищу своему духовному наставнику и его спутникам, удостоившим своим посещением ее дом в отсутствие ее мужа, пообещала предоставить свое тело удовлетворению похотливых притязаний своего соседа, и которая тем самым заслужила похвалу своего мужа, может прийтись не по вкусу тем, кому не верится в продолжение этой истории. Заключающая часть повествования гласит, что когда супружеская чета, выражая свою признательность за оказанную помощь, принесла остатки пищи, предложенной Господу, своему соседу, с просьбой вкусить их со всем почтением, внезапная перемена произошла в уме любвеохотного торговца. По мере того, как он благоговейно вкушал Махапрасадам, все былые греховные наклонности покинули его раз и навсегда, и он пал ниц к стопам целомудренной женщины, чья милость послужила причиной его незаслуженного избавления.

Приведенный выше случай нисколько не преувеличивает степень абсолютной покорности Гуру, на которой Шри Рамануджа настаивает как на основном и непреложном условии допуска в духовное сообщество. Равное почтение предписывается оказывать спутникам Гуру и всем его ученикам. Отношения членов сообщества друг с другом строятся на служении безусловном и неограниченном и совершаемом безо всяких на то просьб. Единственное отличие состоит в том, что Гуру и его спутники имеют право принимать служение, не оказывая ответного служения ученику.

Такое безусловное благоговение перед Гуру и Его спутниками со стороны ученика есть sine qua non1 в отношении бхакти, то есть преданного служения Самому Шри Нарайане, Который, согласно Шри Раманудже, является единственным и окончательным Восприемником всего служения. Безусловное служение истинным преданным и, в особенности, Шри Гуру и Его спутникам тождественно служению Самому Шри Нарайане. Шри Рамануджа неукоснительно отделяет подлинных преданных от тех, кто чисто внешне принимает одежды и знаки преданности. Не может быть и доли сомнения в том, что Трансцендентному Восприемнику всего поклонения подобает возносить служение совершенно безраздельное. Святому Проявленному Образу (Арча) следует оказывать должное поклонение, не смешивая Его ни с каким из объектов этого материального мира. Поклонение не должно быть обращено ни к одному из деватов помимо Вишну. Любого соприкосновения с непреданными Вишну следует сторониться со всем возможным тщанием.

Но несмотря на все перечисленное, школе Шри Рамануджи Шри Чайтанья предпочел школу Мадхвы. Шри Мадхва принимает поклонение Мальчику-Пастушку из Браджа как Высшей Цели всего поклонения. В схеме Шри Рамануджи Кришна-лиле отводится второстепенное положение. В этом состоит самое фундаментальное различие. Причина его заключается в том, что, согласно Шри Мадхве и его последователям, Шри Рамануджа не настаивает с достаточной резкостью на вечности и значимости различия между Всевышним Господом и дживой. Согласно Шри Мадхве, джива является отделенной частью Всевышнего Господа. Однако Шри Рамануджа, в своем почтении к категориям Логики, указывает как на отличие, отделяющее дживу от Бога, так и на неотличие, единящее дживу и Бога. Последователи Шри Мадхвы полагают, что такой подход допускает возможность ложного истолкования атеистами, отождествляющими дживу и Бога. В этом вопросе Мадхва непреклонен. Он настаивает на различии между дживой и Богом как на единственной основе их взаимоотношения.

Тем самым система Мадхвы прямо противоположна воззрениям исключительных монистов, таких как Шри Шанкарачарйа. Определяющей чертой религии духовного служения Божеству является то, что само по себе служение признается вечной естественной функцией индивидуальной души, тогда как принятие служения есть вечная неотъемлемая функция Божества. По своей природе индивидуальная душа не может быть восприемником служения ни в каком отношении. Личность Гуру как Гуру тождественна Богу, Единственному Учителю. Ни одна джива как джива не может учить Слову Бога. Шри Рамануджа также признает этот принцип в своей классификации дживы. Существует различие между вечными слугами Всевышнего Господа и другими дживами, могущими склониться к падению в тенета Иллюзорной Энергии, выражаясь языком Шри Чайтаньи. Шри Рамануджа говорит о таком различии, но не развивает эту идею во всей полноте. Деятельность Божественных Энергий, обеспечивающая вечное функциональное различие между дживой и Богом, и концепция самой дживы как безгранично малой частицы Божественной Энергии как таковой в большей полноте и с большей ясностью были даны в учении Шри Чайтаньи. В этом наиболее существенном отношении дуализм Мадхвы ближе к стандартам Шри Чайтаньи, чем качественный монотеизм Шри Рамануджи.

Гуру — это Сам Бог. Не существует категориальной разницы между Гуру и Всевышним Господом, единственное различие заключается в функции. Гуру — это Бог, являющий себя как Свой Слуга. Поэтому служение Шри Гуру однозначно служению Богу. Джива не имеет прав на служение Богу. Отделенная частица Энергии не может служить Повелителю Энергии; такое возможно единственно в подчинении Энергии. Гуру — это Повелитель Энергии в Роли Энергии, дарующий подчинение Энергии. Гуру являет Себя в Своих чистых преданных и через их посредство. Чистые преданные суть неотделимые составляющие части Гуру. Все это, с незначительными различиями, подразумевается как в учении Шри Рамануджи, так и в учении Шри Мадхвы. Между двумя учениями не существует никаких существенных различий, а есть только любовное состязание в стремлении к недвусмысленному изложению их общей точки зрения, утверждающей безраздельное и вечное трансцендентное служение Всевышнему Господу Вишну, Который есть не Кто Иной, как Кришна.

Обе школы осуждают мировоззрение монизма, являющегося наихудшей формой атеизма. Принципиальным положением всей монистической философии, которую в современном индуизме представляет Шри Шанкара, является абсолютное тождество дживы и Изначального, неизъяснимого бездвижного Единого Существа, находящегося вне всякого восприятия и понимания. К такому внешне логичному заключению неминуемо приходит эмпирическая логика в своем стремлении построить теорию Абсолюта на материалах нашего теперешнего ущербного чувственного опыта. В противовес ему система Рамануджи, опираясь на свидетельства явленных теистических Писаний, указывает на существование реального духовного мира, недоступного для наших теперешних чувств, и на то, что наши души принадлежат тому миру по своей истинной нематериальной природе. На этом трансцендентном духовном плане бытия душа не имеет иной функции, кроме безраздельного служения Божеству в реальном непосредственном общении с Ним. Но и духовное царство, и этот материальный мир категорически отличны от Божества, по Чьей единственно воле они существуют и действуют. С особой непреклонностью учение Мадхвы настаивает на вечной природе служения и осуждает мнения о том, что возможно какое-либо более высокое достижение. Своим Провозглашением непостижимой преобразуемости Божественной Энергии Шри Чайтанья опровергает положения бескачественного монизма, предоставляя полное и совершенное объяснение функции дживы как в материальном существовании, так и в царстве Абсолюта.

1 непреложное условие (лат.) — Прим. пер.

Перевод: Триданди Б.В.Нарасимха

Последние наставления Шри Рамануджачарйи

Шри Шри Рамануджачарйа ушел в вечную Обитель Господа в дашами светлой половины месяца Мадхава. Перед его уходом Шри-Вайшнавы, жители Шри Ранга-кшетры, собрались подле него и спросили его о своем долге и о том, как им дальше вести свою жизнь. Ответ Шри Рамануджачарйи записан в книге Шри Прапаннамрита, в 67-й главе. Шлоки Прапаннамриты в написании Гаудий.

1. Тогда все Шри-Вайшнавы, обитатели Шри Ранга-кшетры, обратились к Джагад-Гуру Йатираджу со следующей просьбой:

2. “О царственный саннйаси, скажи нам, как нам вести свою жизнь?” В ответ мой Прабху сказал Вайшнавам:

3. “Предавшаяся душа будет жить такою верой: со дня самопредания — со дня вручения себя Гурудеву — судьба предавшейся души находится в Руках Всевышнего.

4. “И не думайте иначе; а если кто-то сомневается, то его самопредание поистине было обманом.

5-6. “Никогда не жалейте о том, что происходит вследствие ваших прошлых поступков. Во всем, что необходимо вам сегодня, и во всем, что вам видится необходимым в будущем, стремитесь полагаться на предавшихся душ”. Когда Шри Рамануджа закончил отвечать, Вайшнавы спросили его снова:

7. “Наставь нас, о лучший из Гуру, как нам жить, покуда не падет это тело?” Тогда Йатирадж милостиво сказал:

8. “О великие души, никогда не исполняйте карму (предписанные обязанности), полагаясь на нее, как на средство чего-либо достичь. Удостоившись положения слуги Бхагавана, привязанность к карме необходимо оставить.

9. “С благоговением выслушав Шри-бхашйу, проповедуйте по этому миру Служение Имени Всевышнего Господа.

В десяти шлоках, с 9-й по 18-ю, Шри Рамануджа последовательно описывает, какое Служение могут нести Вайшнавы в соответствии с тем, как одарил их Господь. В конце он описывает последнее спасение для ни на что непригодных — спасение, являющееся в то же время и высшим из всех путей, объемлющим все остальные. Шри-бхашйа — комментарий Шри Рамануджачарйи на Веданта-сутры Шри Вйасадева, объясняющий их в свете Вишиштадвайтавада. Чтобы проповедовать по миру служение Имени Хари, будучи готовым встретить и идейное, и физическое сопротивление, чтобы, столкнувшись с доводами других религий и учений, в особенности майавады (тоже Веданта-даршан), не пошатнуться в своей вере, но разбить их и обратить в Вайшнавизм, показав всем и каждому полное превосходство Чистой Бхакти, — необходимо глубокое знание Веданты, где различные даршаны сопоставляются и опровергаются. В нашей Шри Брахма-Мадхва-Гаудийа Сампрадайе подобным комментарием является Шри Говинда-бхашйа, написанная Шрилой Баладевом Видйабхушаном, а также Бхагавата-Сандарбхи Шрилы Шридживы Госвами — исчерпывающее изложение Ачинтйа-бхедабхедавада, учения Шримад Бхагавата-Пураны, являющейся естественным объяснением Брахма-сутр.

“Но если вы чувствуете себя неспособными на это, то

10. постоянно читайте своим ученикам произведения Паранкуши и других девяти Муни, а также Писания наших Гуру.

Десять Муни — десять Алваров (Дивйасури), нисходивших в разное время с Вайкунтхи на землю южной Бхараты. Хотя Паранкуш или Шатхакоп по времени своего присутствия на Земле является из Алваров пятым, он признается среди них анги, главным, и поэтому упоминается первым. В разных источниках число Алваров колеблется от десяти до двенадцати. Имена десяти, перечисляемых всеми источниками, таковы:

1) Кашар Муни или Саройоги (дравидское имя Пайагаи Алвар)
2) Бхутайоги (Пудатта Алвар)
3) Бхрантайоги или Махад (Пе Алвар)
4) Бхактисар (Тирумадхисаиппиран Алвар)
5) Шатхари, Шатхакоп, Паранкуш или Бакулабхаран (Наммалвар)
6) Кулашекхар (Кулашекхар Алвар)
7) Вишнучитта (Пери и-Алвар)
8) Бхактангхри-рену (Тондарадиппади Алвар)
9) Муниваха, Йогиваха или Прананатх (Тируппани Алвар)
10) Чатушкави или Паракал (Тирумангаи Алвар)

В число Алваров включают также Года (Андал), Мадхура Кави (Мадхуракавигал Алвар) и Рамануджу (Йамваруманар, Удаийавар или Илаи Алвар). Каждый из них написал на дравидском языке одну или несколько дивйа-прабандх, Богооткровенных книг, которые вместе складываются в Дравидамнайу, дравидскую Веду. Тот, кому не дано утверждать повсюду превосходство Вайшнавской Сиддханты, должен проводить свои дни в обществе верующих, помогая им на пути преданного Служения и делясь с ними тем богатством чистой Преданности, которое он сам получил от своих Гуру. В нашей Сампрадайе произведениями, которые читают в окружении верующих, являются Шри Чайтанья-чаритамрита, Шри Чайтанья-Бхагавата, Шри Бхакти-расамрита-синдху, песни Шри Нароттама Тхакура, Шрилы Бхактивинода Тхакура и другие.

11. “О Вайшнавы, если вы не находите сил и на это, то навечно поселитесь на святой Земле, где пребывает Сам Бхагаван, и посвятите свою жизнь Служению Вишну.

Святые Земли Шри-Вайшнавов: Шри Ранга-кшетра, Тирупати, Вишнуканчи и другие. Тот, кто не может взять на себя ответственность вести верующих по пути, показанному его Гуру, должен принять прибежище в святой Дхаме и жить там, снося все сложности и не тратя ни минуты на себя. Для Гаудий самые святые из всех Обителей Господа — это Шри Навадвипа, Шри Вриндаван, Шри Кшетра и все места, связанные со Спутниками Гауры.

12-13. “Если и здесь вы не можете понять, как это для вас возможно, то постройте себе кутир в Матхе, основанном мною на Йадавачале и живите там, отказавшись от гордости.

Тот, кто не находит в себе такого отречения, чтобы на всю жизнь предаться святой Дхаме, должен жить в обществе Вайшнавов — в Матхе, то есть там, где проходит Служение Шри Гуру, не требуя ничего для себя и приняв обет терпимости и смирения.

“Дети, но если и это представляется вам неосуществимым, то

14. неустанно, не позволяя себе праздности, всю свою жизнь ищите смысл Двух (трех Тайн и трех Истин) и, положившись на это знание, живите, помня о Боге.

Тот, кого обстоятельства его жизни и последствия прошлых поступков вынуждают жить в миру, не должен отдаваться течению мирской жизни, а должен искать глубокого понимания главных Догматов своей Сампрадайи — искать нового, реального вИдения себя, Бога и мира, и поступать, полагаясь на Божественное знание, а не на свой опыт или опыт окружающих. Тем самым он также будет проповедовать — примером своей жизни. Для Гаудийа-Вайшнавов Истины, которыми они должны жить, перечислены в Даша-муле.

15. “О лучшие из людей, если даже это не поддается вашему пониманию, то внимайте, я опишу вам ваше высшее благо:

16-17. “ПОСТОЯННО НАХОДИТЕСЬ В РАСПОРЯЖЕНИИ ВЕЛИКОГО ВАИШНАВА, ПОЛНОСТЬЮ СВОБОДНОГО ОТ АХАНКАРЫ, И НАДЕЛЕННОГО БОЖЕСТВЕННЫМ ЗНАНИЕМ И БХАКТИ. В ЭТОМ — ВЫСШЕЕ СПАСЕНИЕ, И НЕТ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПУТИ”. Об этих наставлениях Шри Рамануджи можно услышать одну знаменитую шлоку:

18. “Проповедь Шри-бхашйи и Шри Дравидамнайи, непрерывное Служение на Земле Шри Лакшми-Нарайаны, вечное поселение на холмах Йадава и проповедь значения двайа (Двух) — основных начал Шри-Вайшнавизма, или жизнь в распоряжении Бхагаваты (Бхагаватабхиман) — все эти пути ведут Садху к вечному благу” — сказав так своим ученикам Шри Йатишвара вступил в Вечную Обитель Шри Вишну.

19. Для того, чтобы достойно прожить время, отведенное ему на этой Земле, Вайшнав должен правильным образом относиться к трем видам людей.

20-22. 1) Виродхи — “враги”, 2) анукул — “друзья”, и 3) анубхай — “в опасности” — таковы три вида людей. “Ненавистники Вишну — виродхи”, — это известно всем. Те, кто служат Вайшнавам, — анукул. А все, кто связаны Майей, — анубхай. Какое воодушевление проявляет человек, когда обретает что-то дорогое и любимое, такое же воодушевление люди ясного разума будут испытывать при виде Вайшнава, а врагов будут избегать, как огонь или змею.

23. Они не будут придавать никакого значения обывателям этого мира, как ни во что не ставят деревяшку, гальку или камень, и будут жить в распоряжении великих предавшихся душ.

24-25. Общение с Вайшнавами дает полное осознание, с которым не достичь окончательного блага становится невозможным, поэтому для предавшихся великих душ необходимо всей своей душой быть вместе с Вайшнавами, а общение с противниками Вайшнавов, почтение, которое от них приходит, и разговоры с ними отбросить как можно дальше.

26. Когда другом (Вайшнавом) пренебрегают, а перед врагом (Вайшнавов) заискивают в расчете на деньги, то подобное поклонение приносит Хари только горе.

27-28. Как возмущается правитель всего мира, когда у него на глазах оскорбляют его собственного сына, так и Господа Вишну возмущает подобное отношение к Вайшнаву.

29. Никогда не оказывайте уважения ненавистникам Вишну и Вайшнавов, надеясь получить от них деньги или услуги. Все, что получено от виродхи, само будет виродхом: деньги или услуги, полученные от врагов, будут только вредить.

30-32. Когда всегда есть Всевышний Господь, Хари, дарующий исполнение всех желаний, выпрашивать у Его ненавистников что-нибудь для служения Ему — тяжелое оскорбление Господа, подобно тому, как поступок императрицы, вымаливающей что-то у недостойного кшатрийа, является поношением ее царственного супруга. Никогда не оказывайте почтения людям, погрязшим в мирской жизни, в расчете на деньги или исполнение своих корыстных желаний.

33. Потому что, когда они унизят за это верующего, вся его твердая вера, накопленная прежде, окажется бездейственной, а вскоре и окончательно исчезнет.

34. Как отличаются в этом мире золото от железа или драгоценный камень от мелкой ракушки, так же велика и разница между анукул и анубхай.

35. Поэтому живете вместе с лучшими из богов, Махатмами, свободными от гордости, лишенными алчности, — живите со святыми Вайшнавами, преклоняясь перед ними, и от них придет исполнение всего, к чему вы стремитесь.

Перевод и комментарий: Триданди Бхакти Виджой Нарасимха

Взято с сайта - http://www.hari-katha.org/prabhupad/ramanuj.htm