Шива-Сангха

Объявление

Адрес нашего САЙТА на Народе: http://ShivaSangha.narod.ru Готовится сайт нашего Интернет-магазина.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шива-Сангха » Школы и направления » АДВАЙТА ВЕДАНТА


АДВАЙТА ВЕДАНТА

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Видьяшанкар Сундаресан
АДВАЙТА ВЕДАНТА
Часто задаваемые вопросы
1. Что такое Адвайта-веданта?

Буквально означая "не-дуализм", Адвайта — название старейшей из существующих школ веданты. Адвайта основывается на упанишадах, Брахма-сутрах и Бхагавад-гите. Адвайта утверждает, что реальная сущность дживы, индивидуальности — ни что иное, как сам Брахман. Это учение следует из утверждений упанишад типа "тат твам аси" и "ахам брахмасми". В этом и есть кардинальная доктрина, которой адвайта отличается от всех других школ веданты. Основные принципы Адвайты были детализированы в комментариях, написанных Шри Шанкарачарьей, известным философом, жившим в VII-VIII в. (это самая поздняя из датировок, принятая европейскими индологами — в Индии распространены и другие датировки — от Vв до н.э. до I в. н. э. — пер.).
2. Кто является основателем Адвайты?

Нет единственного основателя Адвайты. Поскольку философия адвайты своими корнями основывается на упанишадах, которые являются частью вечных вед, традиция Адвайты не проводит себя от какой-то исторической личности. Так или иначе, по причине своих обширных трудов и основания монастырей, Шанкарачарья почитается как наиболее важный учитель Адвайты в этой юге. До Шанкарачарьи эта традиция передавалась главным образом при помощи устных инструкций. Даже теперь традиционный способ обучиться адвайте — сесть к ногам знающего гуру. Простого чтения текстов недостаточно.
3. Каковы основные положения Адвайты?

Сущностное единство Атмана и Брахмана — наиболее важное положение Адвайты. О Брахмане утверждается как об основании, на котором происходят все ощущаемые феномены, а также как об антарьями — внутреннем управителе всех существ. Атман, истинное Я — то же самое, что этот внутренний управитель и потому идентичен Брахману. Мокша состоит в осознании этой идентичности, не только как предмета буквального или интеллектуального понимания, но и чего-то такого, что должно быть усвоено индивидуальность из его/её собственного опыта. Йогические практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они помогают искателю в практике контроля чувств и направляют антахкарану внутрь. Практика аштанга-йоги рекомендуется стремящимся учителями Адвайты. Однако важно помнить, что мокша не является результатом обычной ритуальной практики. Будучи идентичной Брахману, мокша всегда существует. Ритуальные практики помогают только в плане достижения читта-суддхи.

Адвайта — недуалистическое учение. Когда спрашивают, почему же двойственность ощущается в мире, Адвайта даёт многоступенчатый ответ на этот вопрос. Мир множественности может быть объяснён майей, силой создания. С точки зрения индивидуальности, восприятие двойственности соответствует авидье (невежеству), по причине которого единство с Брахманом не познано, и вместо этого наблюдается множественность. Это сходно с тем, как по ошибке в верёвке видят змею. Когда верёвка узнана, змея исчезает. Аналогично, при осознании Брахмана множественность исчезает. Это не значит, что внешний мир — создание авидьи, невежества индивидуума. Такой взгляд, называемый дришти-шришти вада, близок к субъективному идеализму, и не поддерживается никем из писавших об Адвайте за исключением Пракашананда. Большинство школ Адвайты придерживаются мнения, что это восприятие множественности в мире вместо Единого Брахмана происходит по причине невежества. Избавление от авидьи поэтому есть синоним осознания Брахмана, т.е. мокши.
4. Каково отношение между адвайтой и буддизмом?
Не является ли адвайта просто копией буддизма?

Нет, Адвайта — не простая копия буддизма. Несколько последних столетий Адвайта критикуется как "прачанна бауддхам" — буддизм замаскированный. Этот критицизм проистекает в основном со стороны некоторых вайшнавских школ Веданты, но он неуместен. Во-первых, нет одного "буддизма", и чтобы критика имела ценность, следует указать, какая школа буддизма имеется в виду. Шанкарачарья тратит много усилий, критикуя в своих комментариях многие философские позиции, принятые различными школами буддизма. Среди современных академических исследователей адвайта-веданта чаще всего сравнивается со школами буддизма мадхьямика и йогачара. Современное академическое сравнение между адвайтой и мадхьямикой в основном вызвано тем фактом, что Мандукья-какрикас, написанная Гаудападой, парама-гуру Шанкары, показывает хорошее знакомство с этой школой буддизма.

Так или иначе, если заявляется о том, что адвайта веданта в сущности то же самое, что мадхьямика буддизм, следует указать, что такое мнение происходит от непонимания важных положений и адвайта веданты, и мадхьямика буддизма. Имеется много ключевых деталей, в которых адвайта отличается от школы буддизма мадхьямика. Что касается йогачары, то пункты схожести происходят из факта, что и адвайта веданта, и йогачара буддизм уделяют место йогической практике, как делают и другие школы индийской философии.
5. Почему адвайта иногда упоминается как майавада?

Слово "майавада" служит многим целям. Поскольку адвайта поддерживает идентичность индивидуального Атмана с Брахманом, естественно возникает сомнение относительно происхождения разнообразной вселенной. Видимость различия во вселенной объясняется майей. Популярно говоря, майа значит иллюзию и маг или фокусник называются майави. В адвайте майа имеет техническое значение, как созидательная сила Брахмана, которая также служит преградой, по причине которой вселенная воспринимается, как полная различий, а единство Брахмана не познаётся. Смотри подробности об этом в предыдущем пункте. Некоторые школы вайшнавов используют слово майавада в пренебрежительном смысле. Так или иначе, этот критицизм интерпретирует майю только как иллюзию и осуждает адвайту за отмену мира как иллюзии, которая вроде сна. Такой критицизм пренебрегает философской тонкостью концепции майи в адвайте.
6. Разве адвайта не опровергается повседневным опытом?

Нет. В действительности, адвайта утверждает, что повседневный опыт приводит к заключению о множественности, но она ставит ударение на том, что трансцедентальный опыт брахманубхавы опровергает опыт повседневной действительности, который основывается на чувствах. Традиция утверждает, что неправильно делать заключения в вопросах метафизики, базируясь только на обычном повседневном опыте. Все школы веданты относят писания, т.е. веды к обоснованным источникам знания. Поскольку адвайта узнаётся только из упанишад, она не опровергается повседневным опытом. С другой стороны, знание идентичности Брахмана опровергает обычное восприятие. Также заявляется, что не было бы нужды в писании, если бы заключения основывали только на повседневном опыте.
7. Какова концепция писания, согласно адвайте?

Понятие о писании в адвайте в сущности такое же, как и в пурва-мимансе, с одним важным исключением. Таким образом: 1) Веды, подразделяемые на Риг, Яджур, Сама и Атхарва-веду являются авторитетными писаниями. 2) Каждая веда имеет кармаканду, состоящую из мантр и ритуальных предписаний (видхи), и джнанаканду, состоящую из упанишад и брахман. 3) Исключение, которое имеется в адвайте по сравнению с пурва-мимансой, заключается в роли джнанаканды. Упанишады — не просто артхавада, как заявляется в школе перва-мимансы. Упанишады учат знанию Брахмана, а не имеют целью восхвалять плоды ритуальных действий.
8. Как поклонение адвайтистов отличается от оного в других школах веданты?

Ортодоксальная традиция адвайты близко примыкает к традиции смарта, которая следует системе панчаятана пуджа, где поклоняются Вишну, Шиве, Шакти, Ганапати и Сурье (иначе Сканде) как формам Сагуна Брахмана. Поклонение производится как ежедневно, так и по особым праздничным случаям, посвящённым одному из богов. Вопросы типа того, кто выше, Вишну или Шива, которые очень популярны среди многих групп индусов, не приветствуются среди адвайтистов. Как сказал Шри Чандрасекхара Бхарати (1892—1954), полный дживанмукта, "вы не можете видеть стоп Господа, почему же вы тратите ваше время в дебатах о природе его лица?"

Говорится, что Вишну и Шива, великие боги индуизма, оба очень важны в адвайтистской традиции. Санньяси ордена адвайты всегда признают своё следование словм "ити нараньянасмаранам". В поклонении адвайтисты не утверждают исключительной службы одному из дэвов. Поскольку брахман в сущности не имеет формы (ниргуна), все формы (гуны) можно считать одинаково принадлежащими ему. Конкретная форма, которой поклоняющийся предпочитает служить, называется ишта-дэвата. Ишта-деваты, почитаемые адвайтистами, включают Вишну как Кришну, Джагадгуру, и как Раму; Шиву как Дакшинамурти, гуру, учащего в молчании, и как Чандрамаулишвару; и Матерь-богию как Парвати, Лакшми и Сарасвати. Особенно популярны представления Вишну как Шалаграмы, Шивы как Линги, и Шакти как Шри-Чакры. Ганапати всегда поклоняются в начале всякого человеческого предприятия, включая пуджу другим богам. Ежедневный ритуал сандхьяванданы адресуется Сурье. Санньяси сампрадайи адвайты произносят и Вишну сахасранамам, и раздел Шатарудрия из Яджур-веды как часть своего ежедневного служения.

Есть и другое примечательное различие между поклонением в традиции адвайты и другими разновидностями индуистского поклонения. Адвайта настаивает на том, что различие между поклоняющимся и богом, объектом поклонения, превосходится в Самадхи. Эту позицию не следует путать с некоторыми школами шайвов, которые назначают ритуальную идентификацию поклоняющегося с Шивой на период службы. Эта идентичность Атмана и Брахмана есть предмет абсолютной истины, а не только временной ритуальной идентификации. Большинство же вайшнавских школ веданты придерживаются мнения, что различие между поклоняющимся и богом, объектом поклонения, сохраняется вечно.
9. Какова адвайтистская концепция освобождения?

Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, больше кармы будет создано в будущем, и это называется агамин карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла.

В адвайте мокша — синоним Брахмана. Шрути говорят: "брахмавит брахмайва бхавати" — тот, кто знает Брахман, становится самим Брахманом. В адвайтистском понимании, "становится" говорится только метафорически. Не так, что нечто, что не являлось Брахманом, внезапно становится Брахманом. Скорее, "знание Брахмана" значит избавление от невежества относительно своей собственной сущностной натуры Брахмана. Таким образом, "знать Брахман" — это "быть Брахманом". Тот, кто осознал единство своего Атмана с Брахманом, является дживанмуктой, тем, кто освобождён, даже будучи в воплощении. Такое осознание не должно и не может быть буквальным пониманием махавакьй упанишад. Дживанмукта — это тот, кто пережил истинность этой идентичности сам. Таким образом, сказано, что мокша не является результатом ритуального действия (карма марга) или преданного служения (бхакти марга). Эти пути ведут вперёд и отвечают "как", но не "почему" на вопрос освобождения. По этой причине путь адвайта веданты также называется путём знания (джнана-марга).
10. Каково значение дживанмукти?

Адвайта придерживается положения, что осознание Брахмана возможно прямо на этой Земле. Высоко развитый искатель, который обращается к изучению веданты с очищенным умом и сильной тенденцией мумукшутвы, годится для того, чтобы реально ощутить Брахман. Тот, кто в действительности осознал Брахман, — дживанмукта, он освобождён в то время, пока ещё живёт. Он продолжает жить в материальном теле, по причине инерции прарабдха кармы, которая уже начала приносить плоды. Но он не собирает дальнейшей кармы, потому что вся агамин карма и санчита карма "сжигаются" в знании брахмаджнаны. Когда прарабдха карма исчерпывает себя, тело умирает и говорится, что дживанмукта достигает видехамукти. Согласно шрути, "на са пунаравартате" — он больше не входит в цикл перевоплощений.
11. Каковы некоторые из ведущих школ Адвайты?

Самые ранние школы, писания которых доступны сегодня — это Гаудапада (V—VI вв. — Мандукья карика) и Шанкарачарья (VII—VIII вв. — Брахмасутра Бхашья, Бхагавадгита Бхашья и бхашьи к различным упанишадам). В традиции известны четыре ученика Шанкарачарьи — Сурешвара, Падмапада, Тотака и Хастамалака. Современником Шанкарачарьи был и Мандана Мишра, который традиционно идентифицируется с Сурешварой. В позднейший послешанкарский период, некоторми из ведущих представителей школы были Вачаспати Мишра (IX в.), Джнанагхана и Сарваджнатман (IX—X в.), Пракашатман (XI в.), Шрихарша (XII в.), Анандагири, Бхарати Тиртха, Видьяранья и Шанкарананда (XIII—XIV в.), Мадхусудана Сарасвати (XV в.), Аппайя Дикшита (XVI в.), Садашива Брахмендра и Упанишад Брахмендра (XVIII в.) и Чандрашекхара Бхарати и Саччиданандендра Сарасвати (XX в.). Кроме этих, имеется много других столь же знаменитых представителей школы, которые не имеют письменных трудов, но учили своих учеников при помощи устных инструкций.
12. Какие есть адвайтистские учреждения теперь?

Все современные адвайтисты прослеживают свою гуру-парампару от четырёх учеников Шри Шанкарачарьи. Эти ученики были первыми руководителями четырёх амная матх (монастырей) в Пури, Шрингери, Двараке и Джьётирматхе. Все четыре матхи функционируют и сейчас. Кроме этого, в Индии имеется некоторое количество учреждений, которые также активны в распространении адвайтистской философии и религии. Они включают различные дашанами акхады по всей северной Индии, Канкхал ашрам в Хардваре и Бомбее, Адвайта Ашрама, Раманашрамам в Тируваннамалае, адвайта матхи в Калади, Бангалоре, Кудали, Уджжайне, Ремесвараме, Канчипураме, Варанаси и других местах, также как и филиалы этих учреждений в Индии и за границей. В дополнение к этим, учреждения такие как Миссия Рамакришны основаны Свами Вивеканандой, Товарищество Самоосознания парамахамсы Йогананды и другие, тоже имеющие адвайту в качестве своей основной философии.

Взято с этого сайта -     http://www.theosophy.ru/lib/advaita.htm

Отредактировано Светослав-Змей (2007-02-18 21:51:33)

2

ШАНКАРА И ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Краткий конспект книги Н. В. Исаевой

1) Адвайта использует три способа усвоения писаний: 1. шравана ( слушание) 2. манана ( размышление) 3. нидидхьясана ( глубокая медитация)

2) Шанкара считает, что джива вечна – безначальна и неуничтожима. С дургой стороны и дживы и окружающего мира ну существует, вообще нельзя говорить о творении как таковом, в абсолютном смысле, так как в конечном счете все есть Брахман.

1) Душа не реальна, не является отдельной независимой сущьностью, т.к. душа есть Брахман, по этому поводу приводится пример: когда в эфире находится множество предметов которые ограничивают этот эфир, но тем не менее эфир не меняется.

2) Части эфира есть тот же эфир, а не абстрактная индивидуальность.

3) Когда ограничения предметами устраняется, ограниченные части сливаются с целым.

4) «Если для ведантиста Рамануджи, скажем, вечность души связана с ее несократимой реальностью отдельного атмана субстанции, то, с точки зрения адвайтиста, вечность дживы обусловлена ее тождеством с Брахманом» стр 115.

5) «Известно, что оба ведантиста придерживались концепции приченности, носящей зазвание «саткарья-вады»; согласно ей, следствие всегда пред-существует в своей причине».

6) Брахман реально развертывается в мир, как глина превращается в горшки, а молоко – в творог.

7) «Бог Рамануджи развивается и вырастает из бесформенного единства в разнородность вещей и отдельных душ, заложенную в нем потенциально. Такая разновидность концепции саткарья-вада носит название «паринама – вада , или учение о модификации, эволюции. Кроме вишишта-адвайты Рамануджи она характерна, например, для санкхьи» стр. 116.

8) Шанкара придерживается другой концепции сат-карья-вады, получившего впоследствии название «виварта-вада».

9) Здесь Брахман это осонва видимой, кажущейся вселенной, чьи многообразные свойства временно «накладываются» на него.

10) Душа у Шанкары сат (реальная), вибху (вездесущая), сарвагата (всепроникающа), хотя, конечно, эти характеристики не стоит толковать буквально, поскольку джива в адвайте вообще не может трактоваться по принципу субстанции.

11) Душа у Ш. трактуется не как отражение чистого сознания (бимба – пратибимба), а как само сознание.

12) Множественность душ относится лишь к уровню эмпирического мира, она связана с предшествующей эволюцией (паринама), происходящей целиком в сфере авидьи и наделившей душу индивидуальностью - сжатой историей ее прошлых рождений.

13) До тех пора пока атман находится в сисиеме тело-разум-чувства, невозможно полное единство Брахмана и атмана, а их отношения сходны с образом ( пратибимба) и отражением, прообразом (бимба).

14) В комментарии к «Брахма-сутрам» прямо говорится: «А душа – лишь отражение высшего Атмана»(36) стр.116.

15) Эта концепция в позднейшей веданте (в частности у Пракашатмана, Сарваджнятмана и Видьяраньи) получила название «бимба-пратибимба-вада» - учение об образе и прообразе.

16) Можно сказать, что если «бимба-пратибимба-вада» более подходит к состоянию подобия высшему Атману, достижимому при жизни, то концепция « аваччхеда-вада» Вачаспатимишры настаивает на полном растворении души в Брахмане, обретаемому после смерти, когда истощается инерция прошлой кармы.

17) «Само тождество дживы и высшего Брахмана Шанкара постулирует, исходя из их одинаковой сущности. Возражая вайшешикам считавшим сознание преходящей (агантука), случайной характеристикой души, он присоединяется к утверждению санкхьи, что душа сознает по собственной своей природе.» стр.117.

18) Таким образом сознание (чайтанья, видья) рассматривается в адвйте как независимая, вечно существующая, самоочевидная реальность.

19) Она проявляет все остальное, освящая все как лампа, но сама не нуждается для своего проявления ни в какой иной сущьности, понимается как самосвятящаяся.

20) Одна из сутр Бадараяны примерно звучит так: «Значит,/душа — это/само/со/знание» (11.3.18).

21) Рамануджа также полагает, что знание есть неотемлемая характеристика принадлежащая Атману ( душам и Ишваре) в отличае от джада ( неодушевленных вещей).

22) Шанкара связывет сознание (знание) с внутренней сущностью души, как напоример у огня свет и тепло являются не в качестве существенных характеристик, но как собственная природа.

23) У Шанкары есть два вида знания: 1. высшее ( тождество души и Брахмана) 2. профаническое ( чувственный опыт, логическое рассуждение, вся обыденная религиозная практика)

1) В религиозной практики обьектом поклонения является Бог-творец – Ишвара наделенный множеством совершенсв.

2) Тот кто занимается аскезой, влагочестием или любовью сможет только улучшить свою карму, но не выйти за ее пределы.

3) Все это отделено от постижения единства с высшим Атманом.

4) Подобным образом относится адвайта к любым моральным нормам, регулирующим жизнь людей.

5) Подобные действия нобходимы для людей которые не видят, что атман связан с телом как эфир с глиняными горшками.

6) Адвайте веданте чужда какая бы то ни была деятельность, потому что любая деятельность влечет за собой страдание.

7) В этом случае возможность освобождения завесила бы от внешних обстоятельств.

8) « В этом мире плотник несчастен, когда в руках у него инструменты топорик и прочее, - говорит Шанкара, используя метафору Бадараяны, - тлько вернувшись себе домой /и/ сложив инструменты – топорик и прочее, - довольный, бездеятельный и незанятый, /этот плотник/ счастлив. Так и атман, соединенный с двойственностью, которую приносит авидья, пребывая во сне со сновидениями или бодрствуя, является деятелем / и потому / несчастен. Но тот же /атман/, для уничтожения усталости войдя в самое себя, /т.е./ в высший Брахман, свободный от /цели/ причин и следствий, бездеятельный, - счастлив и пребывает самосветящемся, ясным» (45) стр.119.

9) Больше всего моментов у адвайты совпадает с санкхьей, вишита- адвайтой, пурва-мимансой.

10) Сакнхья напоминает мимансу в своей трактовке атмана, который в обеих этих системах выступает как лишенная всяких характеристи, бездеятельня реальность, представляющая собой чистое сознание.

11) Санкхья, в отличие от адвайты отстаивает тезис о множественности атманов.

12) Брахман никак не связан со вселенной, где господствует страдание, и может быть понят лишь как нечто противоположное ей.

13) «Карма, т.е. действующая, развертывающаяся авидья, со своей стороны, выступает «внешним» по отношению к Брахману началом» стр.120.

14) «По существу, можно в каком-то смысле утверждать, что именно карма и творит мир явлений» стр.120.

15) У Шанкары не различается майя и авидья.

16) «Разумеется, мир определяется в адвайте отнюдь не субьективными характеристиками конкретного сознания, но общей всем душам авидьей, которая в конечном счете едина, так же как един Брахман» стр. 120.

17) «Невозможно, утверждает Шанкара, - чтобы индивидуальная душа,/т.е./ занание, была отделенной от Брахмана, и /невозможно,/ чтобы существовало множество следствий /или отдельных душ/ (48).

18) Процесс склаывания аханкары ( внутреннего органа) подробно разработан учеником Шанкары Падмападой в «Панча-падике».

19) При первом наложении авидьи на атман чистое сознание как бы приобретает интенциональность, нацеленность вовне, полагая себя в качестве «сакшина» ( свидетеля).

20) На втором этапе на «сакшин» накладывается выделевшаяся из авидьи аханкара, в результате чего атман начинает выступать как аханкарин ( сознающий понятие о «Я»). Рассматривая сябя уже как индивидуальное «Я», атман развертывается во «внутренний орган».

21) На третьем этапе происходит наложение самого этого антахкараны, после чего атман оказывается «праматри» ( познающий субьект).

22) На четвертой ступени антахкарана, в свою очередь, развертывается в виде индрий, органов чувств; после наложения индрй на познающий субьект образуется «бхоктри» ( субьект внушения).

23) Пятое наложение – тела и органов чувств – создает предпосылки для появления «пранина» (дышащий, живущий) или «шаририна»

24) Шестое – наложение определенных внешних условий существования – для окончательного складывания «сансарина», или субьекта тарнсмиграций.

25) «Стержень вишишта-адвайты – доктрина бхакти, она требует отношения по крайней мере между двумя реальными атманами, а для внутреннего равновесия системы становится признание действительного существования мира. С этим же связано и куда более серьезное отношение к деятельности в вишишта-адвайте, которая наряду с познанием считается неотъемлемым свойством души, потенциально сохраняющимся и в освобождении» стр.122.

26) «В системе Рамануджи оствобождение это дар (прасада) и представляет собой избавление от страданий, но не от личностных характеристик вообще» стр 122.

27) «В силу такой неизменной реальности мира и свойство познания понимается Рамануджей по принципу отражения; степень истиности познания зависит только от полноты охвата предмета».

28) «И все же, как это ни пародоксально, адвайта Шанкары делает большую ставку на человеческую свободу, если, конечно, толковать последнюю как право на риск и бесконечную ответственность за собственную судьбу. Она выводит адепта из узких рамок отношения поступок – воздояние и требует крайнего напряжения сил, не даруя взамен никаких гарантий успеха. Вишишта-адвайта Рамануджи по сравнению с учением Шанкары кажется гораздо «мягче», терпимей. Хотя освобождение в конечном счете обеспечено милосердием Ишвары, в зачет идет каждый благой поступок и каждое благочестивое помышление души» стр.123.

29) Так же вишишта-адвайта серьезно подходит ко всем религиозным предписаниям.

30) Дж. Табер в «Преобразующая философия» рассматривает учение Шанкары, Фихте и Хайтегера с позиции их способности радикально переменить мироощущение человека и его жизненные ориентиры.

31) «Однако представляется, что гораздо более плодотворными были бы поиски в сфере возможной переклички идей адвайты с современными семиотикой и герминевтикой» стр. 125.

32) Поль Рикер считает наиболее важной задачей современной философии «прививку герменевтической проблемы к методу феноменологии» стр.126.

33) Здесь внимательное знакомство с адвайтой могло бы, наверно, принисти пользу, ведь в собственном историко-культурном контексте система Шанкары и была как раз «прививкой» герменевтического подхода грамматистов и отчасти мимансистов подваою буддийской «феноменологии».

34) Адвайта веданта после Шанкары пошла по трем основным направлениям: 1. Виварана (разьяснение, субкомментарий) Падмапады 2. а)Сурешвара, б) Дришти-сришти («видение, равнозначное творению) Пракашананда. 3. Манданамишра и Вачаспатимишра

1) Сурешрана утверждал, «что хотя знание ведийских текстов, будучи вербализованным и рационально организованным, само по себе не может вести к постижению Бразмана, постоянное повторение этих речений (вроде «непрерывной молитвы» исихастов) уже помогает адепту продвигаться к освобождению.

2) «По Сурешваре, основой авидьи выступает не джива, а само чистое сознание (???)».стр 127. Это послужило поводом для критики адвайты со стороны приверженцев вишнуитского течения, указавших, что будь это так, освобождение хотя бы одной души, т.е. снятие ею авидьи, автоматически влекло за собой освобождение всех связанных сансарой душ.

3) Пракашананда считал, что в адвайте не может быть причинности, так как существование обьектов сводится к их воспринимаемости.

4) Яляя собой вторую крайнюю точку адвайты, концепция дришти-сришти ближе всего смыкается с виджняна-вадой.

5) Вачаспатимишра различал два вида авидьи: 1. субьективную 2. всеобщую ( сохраняющуюся даже в конце очередного вселенского цикла)

1) Сторонники Вачаспатимишры отдавали предпочтение доктрине «аваччхеда-вада», поскольку, по их мнению, основой авидьи в любом случае остаются души, а не Брахман.

2) Представители школы «бхеда-абхеда» что Брахман существует одновременнов двух аспектах, как трансцентдентных миру и как иманентных миру и душам.

3) Представитель бхеда-абхеда, Ядава считал, что Брахман реально развертывается в персонифицированного бога – Ишвару, души и природу. Реальность и нереальнотсь души сравнивалась здесь с волнами и морем.

1) Известное ведантийское определение Брахмана - сат, чит, ананда.

2) Более поздние представители адвайта-веданты развивают те вопросы которые не получили однозначного толкования у Шанкары:

1) источника и основы (авидьи)

2) Ишвары и дживы (природы)

3) Если Шанкара отождествлял Майю и Авидью, то его последователи склонялись, что мае свойственны скорее творящие, порождающие функции, а авидья выступает прежде всего как "скрывающая" сила.

4) Адвайта веданта после Шанкары продолжала развиваться по трем основным направлениям.

5) Двайта веданта еще больше углубила теистические мотивы этой религиозно философской системы.

6) В философских представлениях двайты ощущаеся некоторая близость не только к санкхье, как у Рамануджи, но и к ньяя-вайшешике.

7) В двайта веданте акцент делается на Бхагвадгиту и Пураны.

8) Здесь, мир не может расматриваться в качестве иллюзии (Шанкара) или эманации (как в вишиштадвайте или бхеда-абхеде).

9) Правда в отличие от вайшешики Мадхава не сводит роль Брахмана к первотолчку, но отстаивает концепцию вечного творения.

10) Осознавая опасность пантеистических тенденций вишишта-адвайты, Мадхва настаивает на трансцендентности, "запредельности" Брахмана, который направляет процесс развития мира, но отнюдь не служит ему основой.

11) Напоминая, что слово "шарира" - тело происходит от "шара" - телесный.

12) Мадхва подчеркивает, что мир и души не могут считаться телом бога, ибо это умаливает его достоинство.

13) Тексты шрути надо понимать иносказательно, как указание на "духовное" тело Ишвары.

14) Материальной причиной вселенной, как и в санкхье, служит пракрити ( материя, природа).

15) По мнению Мадхавы, все речения священных текстов о единственности Брахмана означает лишь, что нет другого существа, которое могло бы сравниться с ним в достоинствах и совершенстве.

16) С точки зрения двайты есть три реальных и вечных сущности: 1. Бог 2. Души 3. Неодушивленные предметы.

17) Первый из них независим - это Кришна, две же другие ( джива и джада) считаются зависимыми.

18) Система имеет свое название в соответствии с признанием абсолютного различия любой пары этих реальностей.

19) Мир создается в начале очередного вселенского цикла творящей энергией Ишвары; эта сила, которая часто персонифицируется в образе супруги Вишну - Лакшми, обеспечивает развертывание материи - пракрити.

20) Пракрити - непосредственный источник и вместилище трех гун.

21) Этими тремя гунами управляют три ипостаси Лакшми ( Шри, Бху, Дурга).

22) Косвенно, через гуны, пракрити порождает 24 основных элемента природного мира.

23) Дживы соединяются с инструментами познания образованными Пракрити и одушевляют атомы.

24) Все дживы это точечные носители сознания.

25) Отношения душ и Брахмана определяются учением о образе и прообразе ( бимба-пратибимба-вада). 26) Однако в отличие от Шанкары душа является отражением бога не в силу временных ограничений, которые снимаются в освобождении, но по самой природе.

27) Хотя атрибуты Брахмана трансцендентны, они обозначаются теми же терминами, что и соответствующие эмпирические качества в силу внутреннего "сходства" Бога и мира.

28) Это означает, что Брахман в двайте принципиально доступен познанию.

29) Существует, в двайте, три источника достоверного познания: 1. пратьякша (чувственное восприятие) 2. анумана (вывод) 3. агама (свидетельство священных текстов)

30) Все ошибки и погрешности восприятия означают, что сакшин временно бездействует и манас ( продукт пракрити) функционирует бесконтрольно.

31) Единственным средством познания Брахмана являются веды.

32) В зависимости от прежних действий и от преобладания гун души делятся на : 1. вечно свободные ( нитья-мукта) 2. освободившиеся ( мукта) 3. связанные ( банддха)

33) Последние могут быть: 1. muktiyo gya ( избранными к спасению) 2. tamoyogya ( предназначенными к аду) 3. nityasamsarinah ( обреченными вечно блуждать в сансаре).

34) Представления об изначальном жестком предопределении душ резко отличает двайту от всех других религиозно - философских систем Индии.

35) Двайта настаивает на соблюдении религиозных обрядов и ведийских предписаний, утверждает ценность религиозных заслуг.

36) Здесь большая роль уделяется духовному наставнику который ведет ученика.

37) Высшим духовным подвигом доступным адепту, является бхакти, которая в системе Мадхвы трактуется как бесконечных поток любви к Кришне.

38) Когда душа служит Богу, Бог дарует ей в нагдаду свою милость и спасение.

39) Возрастание бахакти в душе адепта как раз и выступает верным признаком того, что он входит в число "избранных к спасению", а сам путь к Кришне для него облегчается благодаря посредничеству божьего сына - Ваю.

40) При освобождении души не растворяются в Кришне, но обретают различные способы наслаждения и сопричастности Ему.

41) Мадхава различает 4 основных вида мокши: 1. вхождение в тело Бога. 2. созерцание Бога 3. постоянная близость к Богу 4. сходство с божественным обликом.

42) При непосредственном влиянии идей двайты, а так же бхеда-абхеды Нибмарки кришнаитское течение веданты получило в дальнейшем развитие в учениях Валлабхи ( основателя школы вишудха-двайты - " чистая недвойственность"), Чайтаньи и других вишнуитов.

Взято с сайта - http://www.tantra.net.ua/Biblio/shankara.htm

3

Я являюсь последоватем Адвайты.
Это самая совершенная философская школа Индии.

4

Шивананда:
Я являюсь последоватем Адвайты.
Это самая совершенная философская школа Индии.

Не только Индии, но и всего мира!

Адвайта - это ЕДИНСТВО всего.

5

Hariom написал(а):

Не только Индии, но и всего мира!

Во многих странах святые имели опыт слияния с Божеством и Вселенной.
Т.е. Адвайта-веданта это не только индийское изобретение.

6

Я очень люблю Адвайту, мне кажется среди прочих индуистских течений только Шиваизм и Адвайта дают подлинное переживание духовной свободы изначально, к сожалению многие школы ( особенно дуалистические ) особенно в нашей местности зачастую превращают людей в рабов

7

А знаете я недавно шел по улице вечером и вот такие мысли мне пришли в голову. Некоторые говорят. что слияние с Богом-это духовное самоубийство, но откуда им знать самоубийство это или нет. Оттуда никто не возвращался, вот и думают, что это смерть личности. Я понял, что это не так. Не смерть, а жизнь.


Вы здесь » Шива-Сангха » Школы и направления » АДВАЙТА ВЕДАНТА