Шива-Сангха

Объявление

Адрес нашего САЙТА на Народе: http://ShivaSangha.narod.ru Готовится сайт нашего Интернет-магазина.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шива-Сангха » Школы и направления » Сравнение четырех школ индуизма


Сравнение четырех школ индуизма

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В книге «Танец с Шивой» есть отрывок посвященный различиям между четырьмя основными индуистскими течениями- шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм.
Вот этот отрывок:

Сравнение четырех школ индуизма

Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) и в Верховное Существо, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают ценность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не существует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и пропитан только Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу) как цель человеческого существования. Они верят в дхарму и в ахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются. Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.

Личностный Бог или Богиня

ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.
ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество - Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать - Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.
ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани.
СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.

Природа Шакти

ШИВАИЗМ: Шакти - это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энергия или разум Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Шакти - это активное, имманентное Бытие, отдельное от безмолвного и отдаленного Шивы.
ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые параллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани - у Кришны и Сита - у Рамы.
СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющаяся энергия Бога.

Природа Личностного Бога

ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.
ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, милостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покорностью.
ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он - объект преданности человека, радуется нашему служению и смирению.
СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответствии с тем выбором, который верующий делает для любовного поклонения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной практикой.

Аватары

ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире.
ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений.
СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.

Душа и Бог

ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа - одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, - посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей.
ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу.
СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.

Духовная практика

ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значение придается садхане, тапасу и йоге.
ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.
ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).
СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, раджа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне."

Весьма интересная попытка сравнения, однако как мне показалось грешащая некоторыми фактическими  неточностями. Ниже привожу свои комментарии(суждения насчет СМАРТИЗМА я не комментировала, так как не слишком хорошо знаю это направление по сравнению с остальными и оно имеет гораздо меньше последователей и влияния нежели ШИВАИЗМ, ВИШНУИЗМ и ШАКТИЗМ):

1) Цитата:
«Личностный Бог и храмовое божество - Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола»

Господь Шива чаще всего ассоциируется именно с мужским аспектом Божества. Символизм мужского начала представлен также в Образе Шри Линги, спутника Шивы быка Нанди, и.т.д Андрогинная форма Господа(Ардханарешвар)-это форма Его единства со Своей Божественной супругой, Шакти. Господь Шива кстати единственное Божество в индуизме имеющее подобную форму.
Другие деваты изображаются рядом со своими Шакти, но не слитые в одно тело.

2) Цитата:
«ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.
ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, милостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покорностью.
ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он - объект преданности человека, радуется нашему служению и смирению.»

Все Божества трансцендентны, это качество не только Шивы, но и Вишну, и Брахмы. Гневные формы тоже имеются и у Хари и у Хаары, не только у Шакти, поэтому указывать эти признаки в качестве оснований для различия между течениями не обосновано.

3) Цитата:
«ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет. «

Тоже не совсем верно. Многие шиваитские школы признают земные воплощения Господа Шанкары, ими в свое время объявлялись различные святые и полубожественные личности(например Риши Дурваса). В настоящие дни воплощениями Шивы считают Сатья Саи Бабу и Бабаджи.
Шива воплощался в образах рыбака и охотника(эпизоды с Арджуной и родившейся на земле Парвати после того как Шива однажды сгоряча обрек Ее на земное рождение)

4) Цитата:
«ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа - одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, - посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей.
ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны»

Есть шиваитские школы тоже признающие дуализм Бога и дживы, точно также как есть адвайтистские школы вайшнавов.
Шакты чаще всего признают именно то что все в этом мире есть в конечном итоге проявление шакти. Если Божественная Мать Шакти  Сама дарует мокшу(спасение) о каком посредничестве тогда можно говорить? Перед кем Ей посредничать? Перед Самой Собой?;))))

5) Цитата:
«Духовная практика

ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значение придается садхане, тапасу и йоге.
ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.
ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная.»

Вообще то бхакти не бывает «аскетичной»-бхакти предполагает глубочайшие яркие эмоциональные переживания в отношении Иштадевы, служение Ему всеми возможными способами, в том числе развернутое храмовое поклонение, праздники и фестивали, прославление Господа в самых восторженных словах и образах.
В этом плане между бхактами Шивы, Шакти и Вишну нет совершенно никаких принципиальных различий, поскольку Любовь к Божеству всегда одна.

2

Да интересное сравнение!! подозриваю что в Индии есть все сочитания данных направлений, поэтому я подзреваю что это скорее деление условно...


Вы здесь » Шива-Сангха » Школы и направления » Сравнение четырех школ индуизма