Полонение  Солнцу в Кашмире.
Профессор М.Л. Каул.

Бог солнца является сердцевиной Ведического представления  о Боге, и поклонение ему было распространено повсеместно, включая Кашмир. В Ригведе  мы обнаруживаем запутанную сеть представлений о солнечном божестве, именуемом Адити. В эпоху упанишад поклонение Солнцу приобретает огромное значение. Чхандогья упанишад перегружена указаниями на поклонение Солнцу как на источник жизни, питающий ее. В «Махабхарате» бог солнца обретает положение полной независимости, а в каких то аспектах приобретает даже более важное значение, чем другие божества индуисткого пантеона. О распространении культа Солнце свидетельствует большое количество храмов построенных в его честь. Величественный храм в Канарке, построеный в 11 в.н.е. служит показателем о распространенности и важности поклонения Солнцу.

Культ Солнца обретает новую силу во время правления царя Харши. Знаменитый придворный поэт Банабхатта, сделал специальное посвящение отцу Харши, указав на него как на пылкого почитателя Солнца, сделавшего регулярные подношения Ему своей постоянной практикой. «Раджатарангини» Калханы также утверждает, что поклонение Солнцу было широко распространено в Кашмире. Поскольку Кашмир был пересечением бесчисленных культурных традиций и направлений, бог Солнца почитался вместе с иконами и религиозными ритуалами связанными с буддизмом, шиваизмом и вишнуизмом. Согласно Калхане, правитель по имени  Ранадитйа, будучи почитателем Солнца, построил храм солнца в месте известном как Симхаротсика. Говорится, что храм был примером в отношении величия, масштабности и художественности. Имеется также упоминание о другом храме Солнца известном в мире под названием Мартанд. Он был построен на отдельном плато, в окружении природной атмосферы в окрестностях Маттана в Анантанге.

Храм был доведен до совершенства Лиладитйей, который помимо того, что был завоевателем, был великим строителем. Как храм, Мартанд считается жемчужиной  индийской архитектуры среди храмов того времени. Храм произвел глубокое впечатления на фанатичного Зилот Султан Сикандра, который запретил правительству взрывать его при помощи пороха. Деревушка Маттан, традиционно известная как Сурья тиртха приобрела большое религиозное значение для всех индусов  по всей Индии. Второе по значению место занимает Квалкшетра, недалеко от Шринагара. Здесь паломники продолжают свое поклонение Солнцу, совершая омовение, смывающее мирские грехи. Согласно Ниламата пуране,  в Кашмире существует восемь мест предназначенных исключительно для поклонения Солнцу. Храмы построенные в тех местах стали известны под именами Арьяман, Арка, Дивакар, Сурья, Савитар, Мартанд. Все эти слова являются синонимами слова солнце. Кашмирские пандиты до сих пор придерживаются множества ритуалов, связанных непосредственно с почитанием Солнца.