Шива-Сангха

Объявление

Адрес нашего САЙТА на Народе: http://ShivaSangha.narod.ru Готовится сайт нашего Интернет-магазина.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шива-Сангха » Ашрамы » Ашрам Шри Ауробиндо


Ашрам Шри Ауробиндо

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Ашрам Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо Ашрам находится недалеко от набережной и занимает совсем незначительную территорию. Внутри Ашрама — комплекс из четырех строений, два из которых в разное время были личной резиденцией и жилищем Ауробиндо и Матери. Сейчас здесь можно приобрести памятные фотографии, сувениры и книги, переведенные на разные языки народов мира, а также посетить комнаты и кабинет Мастера.

Любой человек, стремящийся к духовному совершенствованию, может посетить ашрам, принять участие в медитации, прослушать лекцию, посмотреть фильм или слайд-шоу, посвященные методикам Ауробиндо. В книжном магазине
Махасамадхиесть книги и на русском языке.

Махасамадхи Учителя и его сподвижницы являются духовным центром Ашрама. Здесь, в тихом внутреннем дворике, окруженном оранжереей и в тени деревьев находится место, где были кремированы их тела. Оно всегда украшено цветами и гирляндами, здесь постоянно курятся благовония.

Главное, за чем приезжают сюда — общая медитация на могиле Шри Ауробиндо и Матери. И хотя сейчас их нет с нами на физическом плане, их дух и сознание постоянно присутствует в ашраме, направляя и поддерживая всех паломников. Как говорят обитатели ашрама, «просто сядьте у Самадхи и дайте возможность собственному „Я” испариться, развеяться, как благовоние — и тогда вы достигнете озарения».

Ашрам открыт с 8.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00.

Многочисленные департаменты и отделения ашрама расположены в разных местах Пондичерри: великолепный гестхауз (построенный в южной части набережной, прямо на берегу океана), центральное бюро, жилые дома, бумажная, ткацкая, парфюмерная и мебельная фабрики, аюрведический центр, библиотека, турбюро, магазинчики, торгующие симпатичными изделиями ауровильцев (например, книжный магазин «Sabda», расположенный напротив входа в Ашрам) и многое другое.

Надо заметить, что в ашраме строгая дисциплина, проводятся ежедневные совместные медитации, совершаются необходимые действия, связанные с духовными практиками и праздниками, и жизнь больше похожа на монастырскую. Его работу возглавляет Ауробиндо Ашрам Траст, которым руководит правление, состоящее из пяти попечителей, большинство из которых были назначены самой Матерью. Правление Траста является законодательным и духовным органом, определяющим правила жизнедеятельности общины.

Ауровиль сегодня

Сегодня Ауровиль — это город, существующий как социальный эксперимент под эгидой ЮНЕСКО и Индийского правительства. Им управляет коммуна, которая принимает решения по ключевым вопросам жизни города. Ауровиль был построен на некогда неплодородном плато, где впоследствии только деревьев было посажено более двух миллионов. В географическом и духовном центре города находится «Матримандир», названный Матерью «сердцем Ауровиля» - своеобразный храм для духовной практики Супраментальной йоги. Там есть зал для медитаций и самостоятельного исследования путей достижения Истины.

Ауровиль, в соответствии с проектом, имеет четыре зоны, по спирали расходящиеся от Матримандира: Культурную, Международную, Индустриальную и Жилую. Каждая фокусируется на одном из важнейших аспектов сообщества. За ними расположен «зеленый пояс» ферм и лесов. В Международной зоне частично завершен Павильон Индии — Бхарат Нивас (Bharat Nivas) — где располагаются библиотеки, культурные и торговые центры и офисы администрации города. В будущем весь Ауровиль будет окружен зеленым поясом лесов и парков, а в эти зоны будут включены «зеленые коридоры» и оранжереи. Работа над благоустройством этих зон началась несколько лет назад. Однако до недавнего времени шла довольно медленно, так как из тех 25 кв. км площади, необходимых для постройки города, только треть принадлежат Ауровилю. Поэтому сегодня особое внимание уделено тому, чтобы обрести недостающие земли.

В Ауровиле около трех тысяч жителей, включая около 20 человек из Украины, Прибалтики и России. Самым известным россиянином является недавно отметивший свое столетие Дмитрий фон Мореншильд, историк и выходец из России, корнями из обрусевших немцев. Около 40 лет назад он приехал в Индию и, встретившись с Матерью, был просто покорен ею. «Я почувствовал огромную волну любви и сострадания к миру и людям, которая исходила от нее», — вспоминал он позднее. Вскоре Дмитрий приехал в Индию навсегда и поселился в Шри Ауробиндо ашраме. Дмитрий фон Мореншильд выделил значительные средства на строительство русского культурного павильона в Ауровиле и поддержание первых жителей русской общины, что явилось существенной помощью, ибо материальное положение наших соотечественников там было непростое.

В настоящее время город располагает примерно 80 поселениями — общинами, базовой социальной инфраструктурой, водо- и электроснабжением, телекоммуникациями, дорогами и т.д. Но если вы ожидаете увидеть Ауровиль суперсовременным городом из стекла и бетона, то увиденное, безусловно, вас разочарует. Можно ехать на машине по городу 5, 10, 20 минут и вообще его не увидеть. Жилые дома, школы, поликлиники, вспомогательные постройки невидны — они спрятаны в зарослях кустарника, за стволами тенистых деревьев. Люди живут в компактных общинах-садах. Все общины, а их около пятидесяти, по традиции Ауровиля носят имена духовного содержания: «Братство», «Преображение», «Милость», «Устремление» и т.д. В общине может быть от пяти до нескольких десятков человек, в среднем 30-40. В каждой общине по своей воле собрались люди разных национальностей: тамильцы, французы, немцы, бангладешцы, голландцы, русские, всего около 30 национальностей.

В Ауровиле много детей, в том числе и от смешанных браков, они знают, как правило, два-три языка. В школе обязательно обучение тамильского языка. По замыслу, система детского образования в Ауровиле начинается с яслей и завершается последним классом средней школы. Все центры этой системы экспериментальные, реализующие принципы воспитания и образования, предложенные Шри Ауробиндо и Матерью.

Чтобы поближе познакомится с жизнью Ауровиля, можно принять участие в ознакомительной вводной программе, которая длится 7 дней и стоит около 1500 рупий. Программа включает в себя проживание с питанием в одной из общин Ауровиля, подробные экскурсии, участие в коллективном труде, лекции и многое другое. Записаться на участие в такой программе можно в центральном офисе Ауровиля, который находится рядом с Матримандиром.

Надо сказать, что и ашрам и Ауровиль, по сути, являются закрытыми учреждениями и вам не удастся в течение короткого визита принять полноценное участие в их жизни. Ауровильцы говорят, что их жизнь «не туристический аттракцион».

Миссия и Хартия Ауровиля

Ауровиль можно назвать коммунистическим городом, в том смысле, что он управляется коммуной. Насколько это возможно, все организационные решения принимаются коллективно, а различные рабочие группы координируют деятельность общин с минимумом авторитарного давления. Согласно закону, принятому индийским парламентом, Ауровилю предоставлен особый статус, который должен способствовать успешной реализации принципов, провозглашенных Матерью 28 февраля 1968 года, в день открытия Ауровиля, в Хартии Ауровиля:

1. Ауровиль не принадлежит никому в отдельности. Ауровиль принадлежит человечеству в целом. Но чтобы жить в Ауровиле, надо быть искренним служителем Божественного Сознания.

2. Ауровиль — это место бесконечного познания и прогресса, это обитель нестареющей юности.

3. Ауровилю назначено стать мостом между прошлым и будущим. Используя опыт всех открытий внешней и внутренней жизни, Ауровиль совершает смелый прорыв к будущему сознанию.

4. Ауровиль — это место материальных и духовных поисков и исследований для живого воплощения истинного Человеческого Единства.

Главная цель Ауровиля — реализовать единство людей. Ауровиль желает быть городом Мира, в котором мужчины и женщины из всех стран смогут жить в мире и гармонии. Ауровиль должен служить Истине вне всех социальных, политических и религиозных условностей. Все его усилия направлены к миру, истине и гармонии. Жизнь ауровильцев — это пример потрясающего единства внутреннего мира человека с природой и окружающим внешним миром. Здесь воплощаются в жизнь экспериментальные программы в области сельского хозяйства, медицины, образования, культуры и в других сферах.

«Сердцем» и центром Ауровиля является Матримандир (или Храм Матери), который сама Мать назвала «душой» города. Строительство этого уникального сооружения было начато в 1971 году, и в настоящее время практически завершена отделка внутреннего зала и работа по внешней облицовке.

Это огромное, высотой с девятиэтажный дом сферическое здание, специально построенное как место для медитации и концентрации. Издалека оно напоминает огромный цветок, центром которого является золотой, немного приплюснутый шар, от которого отходят лепестки кирпичного цвета. В верхней полусфере этого «храма медитации» находится главное — «внутренний Зал», цилиндрической формы и полностью облицованный белоснежным мрамором. В нем, на небольшом расстоянии от стен по окружности установлено двенадцать колонн, которые реально ничего не поддерживают — даже не достигают свода. Они символизируют освобождение сознания человека от невежества.

В центре Зала, на пьедестале, образованном высеченным на полу символом Матери и четырьмя символами Шри Ауробиндо, покоится самый большой в мире цельный сферический кристалл. Этот хрустальный шар, диаметром около 70 см был обработан в Германии на фирме «Карл Цейс» и подарен Ауровилю. Кроме этого в Зале ничего нет, там всегда царят полная тишина, покой и прохлада. На протяжении всего дня, на кристалле фокусируются солнечные лучи. Во время групповой (вместе с ауровильцами) медитации происходит освобождение памяти человека, и он, как правило, вспоминает свое прошлое и обретает знание о своей миссии, о своем предназначении.

Для того чтобы попасть на медитацию, необходимо пройти «знакомство» с шаром: вы должны встретиться с ним глазами, а затем удалиться, приняв для себя решение — посетите ли вы медитацию (известны случаи нежелания посещать медитацию после «знакомства»). Получить пропуск для «знакомства» с шаром можно в информационном центре до 16 часов каждый день.

Волонтеры просят, чтобы люди шли в молчании, в одну линию — по живописной дорожке длиной около 500 метров, ведущей к Матримандиру. Вдоль дорожки растут различные экзотические цветы и растения. Слева от входа высится баньян, под которым многие также совершают медитации. Справа расположен концертный зал, имеющий форму амфитеатра, и урна, установленная в день основания города.

Перед входом в Матримандир необходимо снять обувь и по спиральной лестнице подняться к верхнему залу для медитаций, в центре которого и находится хрустальный шар или «сердце Галактики». Процедура «знакомства» слегка напоминает посещение Мавзолея Ленина: такая же очередь в затылок, запрещение не только шуметь, а даже разговаривать, неоднократные проверки пропуска, инструктаж…

Для того, чтобы попасть на медитацию нужно получить персональный пропуск, которым вы сможете воспользоваться и через несколько лет. Время вечерней, на закате, медитации — с 17.00 до 18.00. Вы вновь поднимаетесь в зал. Вам предложат надеть белоснежные носочки, и вы попадаете в прохладу и полумрак этого храма медитации. Вам останется только сесть на подушечки и сконцентрироваться на солнечных бликах шара.
А дальше вас ждет озарение…

Русские в Ауровиле

Первые русские ауровильцы после Дмитрия фон Мореншильда появились здесь в начале 90-х годов. Это был цвет российской интеллигенции. Некоторые приехали, получив официальное приглашение от «Фонда Ауровиля», который решил привлечь сюда русских людей, и это было желание Матери. Она считала, что без «русских» идею Ауровиля будет сложно осуществить, что связано с особым характером русской души, ее высокой духовностью, с решающим вкладом русских людей в разгром фашизма. Другие попали сюда, движимые исключительно своими духовными устремлениями, привлеченные йогой, культурой и философским наследием Индии. Третьи, познакомившись с трудами Шри Ауробиндо и Матери, с замечательной книгой «Путешествие сознания» Сатпрема и другими. Некоторых благословил на поселение в Ауровиле Святослав Николаевич Рерих, который в это время жил в Бангалоре, сравнительно недалеко от Ауровиля. Он утверждал, что у России и Индии единые духовные ценности, единые корни, что люди на Планете должны укреплять единство и духовные связи. Интересно, что первая родившаяся в Ауровиле девочка — Аврора — правнучка Николая Константиновича Рериха. Ее прабабушка, из семьи Рерихов, уехала из России в Голландию еще в конце прошлого века. Аврора рассказывала, что в их семье гордятся родством с Рерихами и чтут их память.

Как стать ауровильцем

Не стоит заблуждаться, думая, что, если вы приедете в Ауровиль и скажете: «Я хочу здесь жить», вам расстелют ковровую дорожку. Ауровиль — это во многих смыслах закрытое сообщество, имеющее определенный регламент и конкретные правила. Поэтому каждый желающий испытать себя в Ауровиле, прежде чем выехать из страны, должен написать в Группу приема (Entry Group) о причинах своего желания приехать и стать ауровильцем.

Необходимыми и обязательными условиями являются:

а) глубокое знание английского языка — основного языка в Ауровиле;

б) необходимое количество материальных средств, как минимум на три месяца проживания в качестве гостя;

в) хорошее здоровье;

г) нужная в Ауровиле профессия.

По прибытии тот, кто желает стать ауровильцем, получает на три месяца статус гостя.

Затем, после рассмотрения его дела Группой приема, он переводится в статус «ньюкамера» — «вновь пришедшего» с испытательным сроком в 21 месяц.

В течение этого времени каждому надлежит заниматься тем или иным видом деятельности, причем бесплатно (волонтером) и влиться в одну из общин. Это накладывает серьезную ответственность на каждого искателя и иногда о такой финансовый и языковый барьер вдребезги разбиваются благостные желания многих наших соотечественников.

В конце испытательного срока искатель снова встречается с Группой приема и, если двухгодичная «проверка» прошла успешно, он становится полноправным жителем Ауровиля.

Отметим еще несколько особенностей:

1. В Ауровиле непростой, тяжелый, особенно для тех, кто приезжает из северных стран, тропический климат: +30° по Цельсию считается прохладой. Нет привычной смены времен года, а адаптация длится несколько месяцев, причем все это время организм дает сбои, чувствуешь себя разбитым и полубольным.

2. Общины в Ауровиле созданы не по национальному признаку. Поэтому не думайте, что ваш приезд из России вызовет чей-либо бурный восторг и желание обустраивать вашу ауровильскую жизнь.

3. В Ауровиле требуются учителя, врачи, архитекторы, строители разных специальностей.

Пондичерри (Pondicherry) — город с 500-тысячным населением, в течение 139 лет (с 1816 по 1954 год) был французской территорией. Это оставило своеобразный и экзотичный для Индии отпечаток: улицы носят французские названия, здесь много французских ресторанов и людей, говорящих по-французски. Сейчас город входит в состав союзной территории Пондичерри, имеющей свое правительство.

К достопримечательностям города можно отнести Музей Пондичерри, в котором наибольший интерес представляет коллекция скульптуры Паллавов, и Музей игрушек Джавахар, где выставлена экспозиция из 120 кукол в костюмах народов Индии.

Время работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00.

В Пондичерри красивая набережная, множество уютных гостиниц и недорогих ресторанов. Туристический офис, расположенный на набережной, открыт с 8.00 до 18.00.

Следует заметить, что Пондичерри и Ауровиль — это, наверное, единственные города в Индии (кроме Гоа), где женщины могут свободно обнажать ноги и носить шорты.

Как ориентироваться в Пондичерри. Город разделен на две части каналом: большую западную и меньшую восточную (до 1954 года это были индийская и французская части города). На западе от канала расположены гостиницы, магазины и офисы, а в восточной части — Ауробиндо ашрам, французский институт и рестораны.

Пондичерри находится на побережье Бенгальского залива в 160 км к югу от Мадраса (Ченная). Поэтому необходимо следовать по маршруту Дели-Мадрас-Пондичерри. Вначале нужно добраться поездом или самолетом до Мадраса. Расстояние от Дели до Мадраса, составляющее около 2200 км, самолет преодолевает за 2,5 часа, а поезд — за 35-40 часов. Ежедневно по маршруту Дели-Мадрас авиакомпании осуществляют 5 рейсов, стоимость билета в одну сторону $270.

Например, можно доехать от вокзала Нью-Дели поездом Madras express (стоимость: 2SL — $12, 2AC — $40). Далее в Мадрасе добраться до автовокзала TTC Bus Stand — на моторикше (20 рупий), а оттуда — на рейсовом автобусе до Пондичерри (160 км и 3,5 часа, стоимость 30 рупий). Автобусы отходят каждые полчаса.

Стоимость такси от Мадраса до Пондичерри — порядка 1300–1500, время в пути — около трех часов.

Автобусом до Пондичерри можно доехать не только из Мадраса, но и из Бангалора, Мадурая и некоторых других городов южной Индии.

Ауровиль находится в 7 км от Пондичерри и до него можно доехать на автобусе, такси, авторикше, или взять напрокат велосипед или мотоцикл (от 20 или 100 рупий в день, соответственно).

Где остановиться

Пондичерри. Ашрам перестал принимать новых членов в 1960-х годах, и здесь нет какой-либо отдельной программы или практики для посетителей. Однако вы можете на две недели остановиться в гестхаузах рядом с ашрамом. Служба приема обеспечивает гостей всем необходимым, предоставляет им жилье в гостиницах ашрама: Cottage Guest House, Sea View Guest House (100-200 рупий) и др. Можем также рекомендовать гостиницу Palace Hotel (200-600 рупий).

Ауровиль. Предполагается, что все посетители приезжают в Visitors Centre, который предоставляет полную информацию об Ауровиле. Центр открыт ежедневно с 9.30 до 17.30 и дает возможность познакомиться с публикациями, посетить выставку, видеосеанс, кафе и магазины.

Если вы хотите провести в Ауровиле некоторое время, можно остановиться в одной из гостиниц. Временами мест не хватает, поэтому желательно их заранее зарезервировать (за 2-3 месяца), особенно в течение пиковых сезонов: декабрь-февраль и август-сентябрь. Забронировать номер в гостинице можно через Auroville Guest Programme или написав непосредственно в ту гостиницу, которую вы выбрали. Ежедневная плата за человека — от 120 до 450 рупий. Вы также можете принять участие в деятельности внутри общины.

Рядом с пляжем Aurobeach, принадлежащем Ауровилю, расположены недорогие гостиницы, где можно снять номер (от 150 рупий) или даже бунгало за небольшую плату. Рекомендуем взять напрокат велосипед или мопед.

взято с сайта - http://www.ashram.ru/ashrams/aurobindo.htm#ashau

2

Шри Ауробиндо
МЕТОДИКА ПРОСВЕТЛЕНИЯ


Вы спрашиваете, какой методике нужно следовать, чтобы превратить интеллектуальный поиск в живой духовный опыт.

Прежде всего необходимо постараться сосредоточить свое сознание внутри себя. Обычно человеческий ум активен на поверхности, которая вуалирует истинное "Я", освободить и преобразовать природу. И цель такой концентрации - успокоить поверхностный ум и начать углубленную жизнь. И у этого истинного, не поверхностного сознания есть два основных центра: один - в сердце (не в физическом сердце, но в сердечном центре в середине груди), другой - в голове. Сосредоточием в сердце открываешься внутрь и, все более погружаясь вглубь и раскрываясь, начинаешь осознавать душу или психическое существо, свой божественный элемент. Обнаружение этого существа дает ему возможность выступить вперед и возглавить действия природы, обратить ее и все ее движение к Истине, к Божественному и призывать вниз, в себя то, что выше него. Оно приносит сознание Присутствия, посвящение существа Высочайшему и просит снизойти в нашу природу высшую Силу и высшее Сознание, ждущие своего часа. И тогда первый путь - это сосредоточиться в сердечном центре, преподнося себя Божественному и стремясь к такому внутреннему раскрытию и к тому, чтобы ощутить Присутствие в сердце, а если это произошло, то этот путь становится естественным началом, поскольку, достигнув однажды подобного результата, делаешь духовный путь намного более легким и безопасным по сравнению с другим подходом.

А другой подход - это сосредоточиться в голове, в центре разума. Когда это предпринимаешь в молчании внешнего ума, то обнаруживаешь скрытый внутри более широкий и глубокий разум, у которого есть больше возможностей воспринимать духовный опыт и духовное знание. Но сосредоточиваясь здесь, нужно открыть безмолвствующее ментальное сознание тому, что выше него. Спустя некоторое время можно ощутить, как сознание поднимается и в конце концов восходит над тем копаком, который так долго удерживал его в теле, и обнаружить центр над головой, где обретаешь свободу Бесконечности. Тогда вступаешь в контакт со вселенским "Я", с Божественным миром, Светом, Могуществом, Знанием, Блаженством и, проникая в него, становишься им, ощущаешь, как они проникают в твою природу. Сосредоточиться в голове, стремясь к покою ума и к осознания своего "Я" и Бога свыше, это второй способ сосредоточения. Но важно при этом помнить, что сосредоточение сознания в голове это лишь подготовка для того, чтобы подняться к центру, расположенному выше; иначе можно оказаться во власти собственного ума и его проекций или же, в лучшем случае, получить лишь отблеск высшей Истины вместо того, чтобы возвыситься до духовной запредельности и жить там. Одним проще сосредоточиться в уме, другим - в сердечном центре; кому-то доступны оба способа - но более желательно начать, если только есть возможность это сделать, с сердечного центра.

Другая часть дисциплины связана с активностью природы, ума, жизненной сути или витальности, физического существа. Здесь задача состоит в том, чтобы природа признала это внутреннее осознание, чтобы не возникало раздвоения. При этом возможны несколько дисциплин или процессов. Один - преподнести все активности Богу и обращаться с просьбой о внутреннем водительстве, предоставляя природу в руки Высшей Власти. Если есть внутренняя открытость души, если психическое существо выступает вперед, тогда больших затруднений не возникает - появляется психическое различение, постоянное указание, а в итоге - водительство, которое разоблачает и спокойно и терпеливо устраняет все несовершенства, приносит правильные ментальные и витальные движения, а также перестраивает физическое сознание. Другой метод - отстраниться от движений ума, жизни, физического существа, рассматривая их движения только как привычные образования всеобщей Природы, наложенные на нас прошлыми действиями, не как часть истинного существа; двигаясь в этом направлении и приобретая отстраненность, понимаешь, что ум и его активность - не твои, жизнь и ее активности - не твои, тело и его активности - не твои, осознаешь в себе внутреннее Существо - внутреннее ментальное, внутреннее витальное, внутреннее физическое - тихое, спокойное, освобожденное, непривязанное, отражающее высшее истинное "Я", которое они могут выразить непосредственно; и это внутреннее молчаливое Существо отвергает все, что необходимо отвергнуть, принимая только то, что может быть сохранено и преобразовано и рождает истинное Желание совершенства и призыв к Божественной Силе исполнить неукоснительно все то, что необходимо для изменения Природы. Оно может также открыть ум, жизнь и тело сокровенному психическому существу, его влиянию или его непосредственному руководству. В большинстве случаев оба эти метода возникают и работают вместе, сливаясь в конечном счете в одно целое. Но начать нужно с чего-то одного, выбрав то, что наиболее близко и легче выполнить.

И наконец, при всех препятствиях, там, где затруднено личное усилие, может вмешаться помощь Учителя и осуществить то, что нужно для осознания или для необходимого непосредственного шага.

*  *  *

Можно сосредоточиваться в одном из трех центров, которые наиболее доступны для садхаков или дают наилучший результат. Способностью сосредоточиваться в сердечном центре открываешь этот центр, а силой устремленности, любви, бхакти, преданности срываешь покров, который скрывает и прячет душу, и позволяешь ей, или психическому существу, выступить вперед, чтобы руководить умом, жизнью и телом, обратить и открыть их все полностью к Божественному, устраняя все то, что противоречит такому обращению и раскрытию.

Это то, что в этой йоге называется психической трансформацией, Способность сосредоточиваться над головой приносит мир, безмолвие, освобождение от ощущения тела, отождествления с умом и жизнью, и открывает путь для того, чтобы низшее сознание (ментальное, витальное и физическое) возвысилось до встречи с сознанием высшим, а также - чтобы силы высшего сознания снизошли в ум, жизнь и тело. Это то, что в данной йоге называется духовной трансформацией. Если начинаешь с этого движения, тогда свыше нисходит Сила, раскрывающая все центры (включая и самые низшие) и выявляющая психическое существо; так как до тех пор, пока это не произошло, возможны большие трудности и противоборство низшего сознания, омрачающего, смешивающего и даже отвергающего Божественное Действие свыше. Если психическое существо пробудилось, то противоборство и трудности могут быть значительно уменьшены.

Способность сосредоточиваться между бровями способствует раскрытию центра в середине лба, освобождает внутренний разум и видение, внутреннее или йоговское сознание и его свойства и силы. Из него также можно открыться вверх и воздействовать на низшие центры; но опасность этого пути состоит в том, что можно оказаться в плену у ментальных представлений о духовности и не выйти из них к свободному и интегральному духовному опыту и знанию, к интегральному изменению существа и природы.
Из книги «Психическое существо»


Вы здесь » Шива-Сангха » Ашрамы » Ашрам Шри Ауробиндо