Лев Николаевич хоpошо знал такие грандиозные произведения, как
"Махабхарата" и "Рамаяна". Особенно любил он философскую часть
"Махабхараты" - часть шестой песни - "Бхагавад-гиту". Толстой состоял
в переписке с индийскими учеными кругами.
В одном из писем к индийским дpузьям он писал о том, что соглашается
с основными идеями "Бхагавад-гиты", старается претворять их в жизнь,
отражать в своих книгах и говорить о них окружающим, а также, что "метафизическая
религиозная идея Кришны есть вечная всемирная основа всех религий и
всех философских систем". (Полное собрание сочинений, т.77, с.37).
Толстому очень импонировало положение индуизма, согласно
которому дух присутствует везде, где есть жизнь, разница - лишь в
степени его проявления. В меньшей степени он проявляется в растениях,
в большей - в животных, в еще большей - в человеке. В огромной
библиотеке Толстого выявлено около ста книг по индуизму. Среди них -
брошюра индийского философа-ведантиста Свами Абхедананды "Почему
индусы вегетарианцы?" с пометками, сделанными рукой самого писателя.
В ней говорится, что отец европейского вегетарианства Пифагор находился
под сильным влиянием мудрецов Индии - единственной страны с
тысячелетними вегетарианскими традициями. Её жители первыми в мире
начали пропагандировать эти традиции другим народам. Эта мысль
показалась Толстому важной, и он отчеркнул ее. Причина вегетарианства
индусов - в признании единства всего живого мира. "Люби любое живое
существо как самого себя, - снова отчеркивает Толстой, - ибо в тебе та
же душа, что и в нем".
Анендра Кумар Датта, приславший ему книгу Вивекананды "Философия йоги. Лекции по раджа-йоге или преодоление внутренней природы", писал: "Вам приятно будет узнать, что Ваши доктрины находятся в полном согласии с индийской философией в эпоху ее наивысшего подъема - древнейшей из всего, дошедшего до нас"(29,с.196). Толстой ответил: "Я получил ваше письмо и книгу и очень благодарен вам за то и другое. Книга очень замечательная, и я многое почерпнул из нее. Метафизическая сторона учения, установление, что есть истинное "я" человека, превосходно. В этой области до сих пор человечество отступало от такого истинного, высокого и ясного понимания основы жизни, что не пошло дальше него... Я очень рад общению с вами и желал бы не прекращать его"(1-69,с.146). О "Лекциях по раджа-йоге" Толстой 14 октября писал руководителю духоборов П.В.Веригину: "Благодаря книгам я вхожу в общение - как нынешней осенью с индусом, разделяющим совершенно наши христианские воззрения и приславшим мне английскую книгу своего соотечественника, излагающую учение браминов, совпадающее с сущностью учения Христа"(1-69,с.169).
В 1907 году русский писатель И.Ф.Наживин прислал Толстому сборник Вивекананды "Речи и статьи". (Толстой в письме так выразил заинтересованность в этой книге: "Книгу брамина, пожалуйста, пришлите. Чтение таких книг - больше, чем удовольствие, это расширение души"(1-77,с.151).