Шива-Сангха

Объявление

Адрес нашего САЙТА на Народе: https://ShivaSangha.narod.ru Готовится сайт нашего Интернет-магазина.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шива-Сангха » Культ Богини-Матери » Шакти и Брахман


Шакти и Брахман

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Но  даже если вы размышляете всю вашу жизнь,  - до  тех  пор, пока  вы  не утвердились в самадхи,  вы не можете выйти  из  под юрисдикции Шакти. Даже когда вы говорите: "Я медитирую", или: "Я созерцаю",  - вы  все  же движитесь в царстве Шакти,  внутри  Ее энергии.
Поэтому Брахман и Шакти тождественны. Если вы признаете одно, вы должны признавать и другое.  Это как огонь и его  способность гореть.  Если  вы  видите огонь,  вы также должны сознавать  его способность гореть.  Вы не можете думать об огне без его способности  гореть,  и вы не можете думать о способности  гореть  без огня. Вы не можете представить себе солнечные лучи без солнца, и
не можете представить себе солнца без его лучей.
   На что похоже молоко?  О,  скажете вы, это нечто белое. Вы не можете  думать о молоке без белизны,  и с другой стороны,  вы не можете думать о белизне без молока.
   Таким  же  образом,  человек не может думать о  Брахмане  без Шакти,  или  о Шакти без Брахмана.  Человек не может  думать  об Абсолютном без Относительного, или об Относительном без Абсолютного.
   Первичная Энергия постоянно в игре. Она творит,  сохраняет и разрушает, играя, так сказать. Эту Энергию называют Кали. Кали - это поистине Брахман,  а Брахман - поистине Кали.  Это одна и та же Реальность.  Когда мы думаем об Этом как о бездействующем, то есть не занятом в актах творения, сохранения и разрушения, тогда
мы  называем Это Брахманом.  Но когда Оно занято в этой деятельности,  тогда мы называем Это Кали или Шакти.  Реальность одна и та же - разница в имени и форме.
   Это  как вода,  называемая на разных языках разными  именами, такими как "джал",  "пани" и так далее.  На озере три или четыре гхата.  Индусы,  которые  пьют воду в одном месте,  называют  ее "джал". Мусульмане в другом месте называют ее "пани". А англичане  в третьем месте называют ее "вода".  Все три означают одну и ту  же вещь,  разница только в имени.  Точно так  же,  некоторые
обращаются  к Реальности,  говоря  "Аллах",  некоторые  - говоря "Бог",  некоторые - "Брахман",  некоторые - "Кали", а другие - с такими именами, как "Рама", "Иисус", "Дурга", "Хари".
   Кешаб  (с улыбкой):  "Опиши нам,  господин,  какими способами Кали, Божественная Мать, забавляется в этом мире".
   Учитель (с улыбкой):  "О, Она забавляется различными способами. Это Она одна, кто известна как Маха-Кали, Нитья-Кали, Шмашана-Кали,  Ракша-Кали и Шьяма-Кали. Маха-Кали и Нитья-Кали упоминаются в философии тантры. Когда не было ни творения, ни солнца, ни луны,  ни планет, ни земли, и когда тьма была покрыта тьмой - тогда Мать, Бесформенное, Маха-Кали, Великая Сила, была единой с
Маха-Кала, Абсолютом.
   Шьяма-Кали имеет довольно нежный аспект и почитается в индусских семьях.  Она Подательница даров и Разгоняющая  страх.  Люди поклоняются Ракша-Кали,  Защитнице,  во время эпидемий,  голода, землетрясений, засухи и наводнений. Шмашана-Кали - это олицетворение  силы разрушения.  Она обитает на кремационных  площадках,
окруженная трупами,  шакалами и ужасными женскими духами.  Из Ее рта течет поток крови,  с Ее шеи свисает гирлянда людских голов, а вокруг Ее талии - пояс, сделанный из человеческих рук.

2

Shivananda написал(а):

Когда мы думаем об Этом как о бездействующем, то есть не занятом в актах творения, сохранения и разрушения, тогда
мы  называем Это Брахманом.  Но когда Оно занято в этой деятельности,  тогда мы называем Это Кали или Шакти.

ещё и другие имена есть у Богини

3

Хочется разъяснений на тему касающуяся понятия  Пустота.
Моё мировосприятие заключается в следующем:
Шива- есть Сознание
Деви- есть Пустота
Их тандем есть- Пустое(чистое, святое, свободное от чего либо и т.д.) Сознание
Правильно ли моё восприятие?

Пустота есть Шакти (Сила) Шивы Творящая Поддерживающая и Разрушающая миры
Причем творящая из Самой Себя(из Пустоты; поддерживающая в Пустоте и разрушающая до изначального состояния Пустоты) с помощью же Самой Себя(Пустоты)
А так же сушествующая в чистом( пустом) состоянии в промежутке между циклами
Творение-Поддержание-Разрушение

Сам же Он(Шива) остается пассивен отоносительно к творению как(Ниргуна Брахман) Она(Деви) же есть Сагуна Брахман –проявленое творение.





Так как Шива –есть единственная  Реальность то Шакти в периоды своей проявленности
По отношении к Шиве будет Иллюзией
(до этого она пребывает в непроявленном  состоянии единой с Шивой в аспекте Парабрахмана непроявленного Брахмана(самосозерцающего сознания где Шива есть Сознание а Шакти есть осознание Сознанием себя самого(Я есть Сознание))
Такие вот мысли вслух кто нибудь прокомментируйте моё мировосприятие хочется критики  со стороны с различением  верности своего мировосприятия  у меня проблемы
ДЖАЯ ШИВА!
ДЖАЯ КАЛИ МА!

4

Пустота (Шуньята)

Эгрегор Буддизма обладает понятием пустоты, Шуньяты. Ею пронизанна вся Буддийская философия, но её начинают обсуждать, практиковать постепенно. Пустота не принадлежит какой либо религии и уж тем более не зависит не от кого и не от чего .
Она является основой этого мира. Пустота, которая находится во всем и в то же самое время содержит всю иллюзию, которая кажется потрясающе реальной и потрясающе материальной. Это связано с восприятием, что все, что мы испытываем, является только иллюзорным воображением, иллюзорным опытом, который начинает таять, если мы осознаём истинную сущность всего вокруг нас. Я думаю, что к этому явлению иллюзорности всего важно приближаться умеренно. Люди, не имеющие опыта в духовных практиках, приближаются к этому понятию во время сотрясений, кризиса в их жизни. Часто это происходит негармонично через боль, драмы, когда всё мировозрение начинает колебаться, когда “вся мировая ось” начинает шататься. Это происходит по тому, что по сути вся жизнь встряхивается. Тогда кажется, что нет никакого основания под ногами, становится не важным, хорошо или плохо, добро или зло, смерть или жизнь, моральность или безнравственность… Бывают такие встряхивающие моменты, когда человек приближается к иллюзорной природе всего.
Все является не чем иным кроме игры иллюзии Майя, точно так же как отражение в воде.
      О чём гласят тексты связанные с понятием Шуньяты? Как они предлагают смотреть на трудности, людей или явления? Они гласят: “Cмотрите на них как на пузыри дождя, появляющиеся на водной поверхности. Cмотрите как на уловки иллюзиониста.” Так можно глядеть на людей, проблемы, явления и все остальное. Если мы понимаем, что всё – пустота, майя, потрясающе реальная иллюзия, жизнь – это большая игра, иллюзия, пустота,в которой ты - главный игрок. Утихомирьтесь и попытайтесьуслышать и почувствовать иллюзорную природу всего, Великую Пустоту .
Поклонение ей матушке всех существ и основе мира!

5

Какие символы богини? (там например янтры и т.д. и т.п)
например черепа являются ли символом Богини?

Отредактировано Рудра (2007-09-09 19:41:09)

6

Кали

7

Богиня

Отредактировано Рудра (2007-09-09 19:46:59)

8

Пустота

9

Взгляды на Пустоту:

20 буддийских видов Пустоты

В буддийской философии отсутствие собственной природы вещей и феноменов определяется термином «шунья». Духовная практика шуньявадинов (последователей этой теории) выделяет двадцать видов пустоты: пустота внутреннего, пустота внешнего, пустота внешнего и внутреннего, пустота пустоты, пустота великого, пустота высшего, пустота обусловленного, пустота необусловленного, пустота выходящего за пределы крайностей, пустота не имеющего начала и конца, пустота того, что не следует оставлять, пустота самосущности явлений, пустота всех феноменов, пустота собственных признаков, пустота необъективируемого, пустота небытия предметов, пустота предметов, пустота не-предметов, пустота самой природы, пустота «предмета иного».

10

Этимология

Слово «пустота» происходит от слова «пустой» и восходит к старославянскому «поусть», которое, в свою очередь, родственно древне-прусскому pausto – дикая кошка, жившая, видимо, на диких пустырях и пустошах (древне-прусское paustre)

11

5 научных видов пустоты

1| Вакуум (от лат. vacuum — пустота) — это состояние газа при давлениях значительно ниже атмосферного. Термин обычно применяется к газу, заполняющему ограниченный объем, но нередко его относят к газу, находящемуся в свободном пространстве, например в космосе.

2| Торичеллиева пустота — безвоздушное пространство над свободной поверхностью жидкости в закрытом сверху резервуаре.

3| Пустоты космические, войды (от англ. void — пустота). Принято считать, что Вселенная представляет собой огромное количество плоских пространств, разделенных областями, в которых нет светящейся материи (галактик). Эти области называются космическими пустотами и могут достигать в толщину 150 мегапарсеков.

4| Пустота душевная, депрессия (от лат. depressio — подавленность) — состояние разочарования, подавленности и заторможенности психической деятельности, приводящее к анемии (синдром, характеризующийся уменьшением содержания гемоглобина в единице объема крови. — Esquire).

5| Пустота подземная, каверна (от лат. caverna — пещера, полость) — пустота в горной породе.

12

Достоевский о пустоте

«Как же достигнуть устройством крокодила, чтоб он глотал людей? Ответ еще яснее: устроив его пустым. Давно уже решено физикой, что природа не терпит пустоты. Подобно тому и внутренность крокодила должна именно быть пустою, чтобы не терпеть пустоты, а следственно беспрерывно глотать и наполняться всем, что только есть под рукою».

13

Страх пустоты

Спацефобия (Spacephobia) — психическое заболевание, не представляющее непосредственной угрозы здоровью человека; необъяснимый страх перед пустым пространством. Сопровождается головокружением и головными болями, обычно сочетается с затяжной депрессией.Чаще встречается у женщин. До сих пор происхождение данной фобии не изучено. Часть ученых полагает, что во всем виновата наследственность, другие указывают на психотравмирующую ситуацию в детстве. Приступ спацефобии длится, как правило, около получаса. В момент приступа у больных возникает страх смерти — от разрыва сердца или удушья. Потом страх отступает. Частота приступов варьируется от одного раза в день до нескольких раз в год.

14

Книги и сайты о пустоте

В 1987 году несколько японских студентов объявили о выходе новой книги и собрали по этому поводу пресс-конференцию, где не проронили ни слова. Представленная книга так и называлась — «Нам совершенно нечего вам сказать» и содержала лишь пустые страницы.

Сайт wwwthis-page-intentionally-left-blank.org является намеренно пустой страницей в интернете, что явствует из ее названия. Авторы идеи пишут: «Основная причина создания этого сайта: предложить посетителям интернета место тишины и простоты в переполненной сети — пустая страница для усталого разума».

В 2002 году супружеская пара из Орегона — Джордан и Линди Швейгер — опубликовали книгу «Все, что мужчины знали о том, как позаботиться о себе, пока не появились женщины». Книга вышла под псевдонимом Dr. Ever  E. Mann (в примерном переводе что-то вроде «Д-р К. Ждый Мужик». — Esquire) и содержала 96 абсолютно пустых страниц в переплете. Все доходы от продажи тиража были перечислены в центр помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия.

15

Как получить пустоту в лабораторных условиях

Если длинную стеклянную трубку, закрытую с одного конца, заполнить ртутью и опустить ее свободным концом в чашку с ртутью, то уровень ртути в ней понизится и над поверхностью ртути образуется пустота, названная потом «торричеллиева пустота». Это открытие отвергало господствовавшее в физике XVII века объяснение, согласно которому ртуть или вода поднимаются за поршнем насоса потому, что «природа боится пустоты», и доказывало существование атмосферного давления.

16

Как приготовить пустые щи
Пустые щи — «бедные щи» — на воде, овощах и траве. На протяжении всего года пустые щи готовили те, на чьем столе никогда не бывало мяса. На 1 апреля (по новому стилю — на четырнадцатое) православные отмечали День памяти Марии Египетской, в честь которой пустые щи готовили люди любого достатка. Этот день назывался Марья-пустые-щи или Марья-заиграй-овражки. Святая мученица Марья в молодости предавалась изрядному греху. К старости она раскаялась и поселилась в отдалении от людского жилья, в иссушенной пустыне. Для приготовления пустых щей потребуется: 2 литра воды, луковица, морковь, картофелина, помидор без кожи, 1/2 кочана капусты. В горячую воду опускают луковицу. Через 10 минут добавляют нарезанную соломкой морковь, еще через 10 минут — капусту, затем — мелко нарезанные помидоры. За 10 минут до готовности в кастрюлю бросают картошку, за 5 минут - лавровый лист, за 1 минуту — щи солят. Среднее время приготовления пустых щей — 40 минут.

17

Пустота внутри земли

XXVIII в. до н. э. | Легендарный герой шумерского эпоса Гильгамеш навещает под землей своего дальнего родственника Утнапишти. Это первое письменное упоминание о существовании полого подземного мира.

1692 | Английский ученый Эдмунд Холли выдвигает теорию, согласно которой Земля является пустотелой сферой с толщиной коры в 500 миль. Внутри Земли, утверждал Холли, одна в другой существуют еще три необитаемые сферы с аналогичной толщиной коры.     1818 | Бывший кавалерийский офицер Джон Кливз Симмс-младший пишет в конгресс США: «Всему миру я заявляю, что Земля пуста и населена внутри. Она содержит много твердых сфер, концентрических, лежащих одна в другой, и открыта у полюса от 12 до 16 градусов. Я обязуюсь доказать реальность выдвигаемой мною мысли и готов исследовать внутренность Земли, если мир согласится помочь мне в этом предприятии».

1870 | Американец Сайрус Тид заявляет, что Земля пустотела, но человечество живет не на поверхности, а внутри, то есть на вогнутой плоскости, а глубина космоса — лишь иллюзия. Тид основал культ, который назвал корешантизм, и принялся издавать газету «Огненный меч», собрав к 1894 году больше 4000 последователей.

1870 | Выходит роман Эдуарда Булвера-Литтона «Вриль: Грядущая раса». В романе рассказывается о расе могучих существ, которые живут в земной пустоте и призваны со временем завоевать планету.

1906 | Уильям Рид пишет книгу «Полюса-фантомы», в которой заявляет: «Я уверен, что Земля не только полая, но что все или почти все исследователи Полюса провели много времени за последней чертой Земли, заглянув тем самым в ее внутренности». У каждого из полюсов, доказывал Рид, имеется большая дыра, в которую невольно затягивает всех полярных исследователей.

1920 | Писатель Маршал Гарднер выпускает второе издание книги «Путешествие во внутренности Земли», впервые вышедшей в 1913-м. Он утверждает, что Земля внутри пуста, в середине этой пустоты находится Солнце, а человечество живет именно на внутренней поверхности. Гарднер строит модель такой планетной системы и патентует ее, получая патентный номер 1096102.

1942 | Нацистская экспедиция под руководством доктора Гейнца Фишера, специалиста по инфракрасному излучению, на остров Рюген. Цель экспедиции: доказать теорию Сайруса Рида о вогнутости земли, а доказав ее, перестроить все военные радары.

1959 | Редактор американского журнала Flying Saucers («Летающие тарелки») Раймонд Палмер выпускает ряд статей, в которых пишет о пустотелости Земли и утверждает, что внутренняя сфера Земли — наиболее вероятный источник происхождения НЛО.

1965 | Выходит роман Николая Носова «Незнайка на Луне». В романе утверждается, что Луна внутри полая. В этой полости содержится обитаемая сфера — населенный коротышками мир, в котором правят корысть и подлость.

18

ПОНЯТИЕ ПУСТОТЫ

Слово шунья означает пустоту, состояние, в котором не происходит переживания никаких объектов.

Слово шунья, встречающееся в строфе 42-ой «Виджньянабхайраватантры» интерпретируется Шивопадхьяйей как умана. Кшемараджа интерпретирует шунью как майю и шуньятишунью как махамайю в своём комментарии в «Сваччанда Тантре» В неоторых местах говорится, что Шива есть шунья или шуньяти-шунья.

Основное философское значение шуньи:
«Тот, кто свободен от всяких опор, внешних ли сущих, таких, как кувшин или цветок, или внутренних явлений, таких, как удовольствие, боль или мысль, тот, кто свободен от всех таттв или составляющих принципов, от остаточных следов или клеш, есть шунья.»

Шивопадхьяйя приводит длинную цитату из «Вимарша-дипики», смысл которой заключается в том, что Шива – завершенный, свободный и является основой всего, что известно как пустота, из которого возникают все таттвы, и в котором все они растворяются. Поскольку Шива или лежащее в основе сознание не может быть описано словами или какими-либо определениями мысли, Его называют шунья.

Сваччанда Тантра рекомендует размышление над шестью видами пустоты Первая шунья, известная как урдхва шунья или высшая шунья – это состояние шакти; вторая – адха или шунья, находящаяся в области сердца; третья – мадхья или средняя шунья, которая находится в области горла, нёба, между бровями, во лбу и брахмарандхре. Четвёртая шунья – во вьяпини, пятая в самане и шестая в унмане. Их следует созерцать как пустоту и отбросить. В конце концов ищущий должен прийти к Парама Шиве, наитончайшей и наивысшей пустоте, свободной от всех условностей (сарвавастха-виварджитам), который есть шунья только в том смысле, что он трансцендентен всем проявлениям и не поддаётся никаким определениям ума. Другие виды пустоты являются самайей, то есть должны быть оставлены. Только в наивысшей шунье, т.е. парама шива должен в конечном итоге пребывать ум. Другие шуньи являются средствами достижения наивысшей шуньи

19

Общение с Пустотой

Общение с Пустотой- останови мышление и в твоём уме возникнет( а точнее останется) Пустота в моём понимании это является личной пустотой(можно проассоциировать с понятием джива) но эта пустота не локализована в человеческом теле а является частью Всё пронизывающей Великой Пустоты которую я Понимаю как Великую Богиню
Которая в свою очередь проявляется (принимает формы –аватары полные-  например в виде Богини Дурги или частичные как любая индивидуальная сущность(например человек или животное или растение)

20

Пустота (Шуньята)

Эгрегор Буддизма обладает понятием пустоты, Шуньяты. Ею пронизанна вся Буддийская философия, но её начинают обсуждать, практиковать постепенно. Пустота не принадлежит какой либо религии и уж тем более не зависит не от кого и не от чего .
Она является основой этого мира. Пустота, которая находится во всем и в то же самое время содержит всю иллюзию, которая кажется потрясающе реальной и потрясающе материальной. Это связано с восприятием, что все, что мы испытываем, является только иллюзорным воображением, иллюзорным опытом, который начинает таять, если мы осознаём истинную сущность всего вокруг нас. Я думаю, что к этому явлению иллюзорности всего важно приближаться умеренно. Люди, не имеющие опыта в духовных практиках, приближаются к этому понятию во время сотрясений, кризиса в их жизни. Часто это происходит негармонично через боль, драмы, когда всё мировозрение начинает колебаться, когда “вся мировая ось” начинает шататься. Это происходит по тому, что по сути вся жизнь встряхивается. Тогда кажется, что нет никакого основания под ногами, становится не важным, хорошо или плохо, добро или зло, смерть или жизнь, моральность или безнравственность… Бывают такие встряхивающие моменты, когда человек приближается к иллюзорной природе всего.
Все является не чем иным кроме игры иллюзии Майя, точно так же как отражение в воде.
      О чём гласят тексты связанные с понятием Шуньяты? Как они предлагают смотреть на трудности, людей или явления? Они гласят: “Cмотрите на них как на пузыри дождя, появляющиеся на водной поверхности. Cмотрите как на уловки иллюзиониста.” Так можно глядеть на людей, проблемы, явления и все остальное. Если мы понимаем, что всё – пустота, майя, потрясающе реальная иллюзия, жизнь – это большая игра, иллюзия, пустота,в которой ты - главный игрок. Утихомирьтесь и попытайтесьуслышать и почувствовать иллюзорную природу всего, Великую Пустоту .
Поклонение ей матушке всех существ и основе мира!

21

.

22

"Открылась Бездна звёзд полна
Звездам числа нет Бездне дна"

Отредактировано Рудра (2007-09-09 20:12:15)

23

БЛАЖЕННАЯ ПУСТОТА     



Концепция Пустоты является высшей точкой развития «апофатической» части индийской теологии. Истинная природа Абсолюта не имеет определения. Она есть «то, что для шуньявадинов (последователей Шуньявады, буддистов) — Шунья; то, что для познающих Брахмана — Брахман» («Аннапурна-упанишад» 3.19).

Никакие относительные понятия (качества, признаки, атрибуты и др.) не могут выразить реальную природу Брахмана, как тишина не может быть выражена с помощью слов. Поэтому Пустота является наиболее полным выражением единой безграничной Реальности или Брахмана (подобно тому, как ноль является суммой бесконечного ряда положительных и отрицательных чисел). В »Чандраджняна-тантре» говорится: «Низ, верх и все направления пространства, земля, вода и огонь, ветер, эфир, ум (манас), разум (буддхи), аханкара («творец личности», эго) — все эти качества есть Шунья, не имеющая опоры и в которой пребывает все».

Согласно «Ануттара-бхаттараке» (одной из бхайрава-агам кашмирского тантрического шиваизма), «это есть место (стхана), где отсутствует стремление к познанию, где обитает Пречистый Бог, свободный от ухода и возвращения, лишенный опоры, лишенный стремления к действию, сам Шива, природой которого является Пустота».

В «Пратьябхиджня-хридае» сказано, что «изначально Парама-шива существует как Анашрита-шива (Шива, «не имеющий пристанища»), природа которого — Абсолютная Пустота (шунья-атишунья), нераздельная с его сиянием».

Согласно «Лингарчана-тантре», «Дэва Садашива не имеет органов чувств (индрия-рахита) и имеет форму пустоты (шунья-рупа)».

Шунья есть неизменная непроявленная (авьякта) природа Шивы и изначальный источник всего.

В «Вимарша-дипике» (комментарии Ачарьи Шивопадхьяи к «Виджнянабхайрава-тантре») сказано: «То свободное и полное, называемое Шивой, есть обитель Пустоты (шунья-дхама), где исчезают все элементы (таттва) и откуда они возникают».

«Не существует того, что не там (в Пустоте), не существует того, что не есть то. Внутри и снаружи нее не существует чего-либо иного».

В писаниях Шакты Пустота описывается как высшее местопребывание Дэви (Богини, персонифицирующей Шакти). В «Тара-упанишад» Дэви (Тара) говорит: «Шунья — моя асана (сидение, трон)». Согласно «Тара-рахасье» (патала 1), местопребыванием Богини являются пять пустот (панча-шунья), в которых она создает, сохраняет и разрушает Вселенную. Говорится, что «в пятой шунье Махадэви (Тара) в форме Шивы, Трехглазая, приводит Вселенную к уничтожению».

В шестой шунье пребывает Брахман, состоящий из Пустоты, который есть Вселенная и Владыка Вселенной».

Темный (черный или темно-синий) образ богини (Кали и Тары) символизирует разрушительную силу времени и неизменный процесс всеобщей энтропии. Шива говорит Богине: «Форма Брахмана, которая есть высшее блаженство, это Высшая Тарини (Богиня Тара). В ней растворяется все. Эта форма — Вселенная. Так, о Богиня, Великая Дакшина-Кали (главная форма Кали) пребывает повсюду, пронизывая Великую Пустоту (махашунья), имеющую черный образ» («Шактисангама-тантра», Кали-кханда 2. 42).

В психологическом аспекте Шунья означает абсолютную чистоту, бесстрастие и невозмутимость безличного сознания, а также нереальность личности субъекта.

С точки зрения веданты (адвайты) существование субъекта нереально вследствие неделимости Абсолюта.

Иллюзия существования субъекта представляет индивидуальную точку зрения относительно реальности. Сам субъект — пустое место, занимаемое то одним, то другим потоком состояний и мыслеформ. «Все это — тело, индрии и другие (элементы личности), созданы неведением. Таким образом неистинное (асатья) функционирует подобно истинному» («Анубхава-сутра» 5. 25).

Истинная природа Атмана свободна от всех состояний. «Анавастха (отсутствие состояния) — его форма, которая есть только бытие (сатта-матра), недоступное пониманию» («Куларнава-тантра» 9. 7).

«Другие (Шанкара имеет в виду буддистов) называют его Пустотой» («Брахма-сутра-бхашья» 1. 1. 1).

В высшем значении каждое индивидуальное «я» (ахам) есть сам Брахман (ошибочно отождествляемый с упадхи), имеющий природу единства Шивы и Шакти.

Согласно тантрической этимологии, слово «ахам» означает единство Сознания и Энергии или Шивы и Шакти. Слог «А» означает Шиву, «Ха» означает Шакти, «М» — единство обоих. «Слоги «А» и «Ха» (представляющие первую и последнюю

буквы санскритского алфавита) — это Шива и Шакти, имеющие формы Пустоты (шунья-акара), соединенные друг с другом в форме сияния духовной вибрации, которое в упанишадах называется Высшим Брахманом» («Варивасья-рахасья», шлока 69).

Поэтому «Высший Атман (параматман) есть Пустота (шунья)». («Джнянасанкалини-тантра», шлока 33).

Пустота сознания означает его наполненность только собой (чин-матрата). Поэтому пустота Атмана означает только отсутствие в нем внутреннего разделения. «Непустота (ашунья) называется пустотой (шунья). Шунья называется абхавой (отсутствием психического существования). То, что обозначено как абхава, есть то, в чем бхавы (состояния, тенденции) становятся утраченными» («Сваччханда-тантра» 4. 291).

В комментарии Ачарьи Джаяратхи к «Тантра-алоке» (1.33) говорится: «В высшем значении (парамартхатах) Шунья — это отсутствие всякой опоры (аламбана) на элементы, а также отсутствие всех признаков существования (индивидуальности) и источника аффектов (клеша), но не пустота».

В «Гирлянде света» («Алока-мала»), цитируемой в «Спанда-прадипике» (комментарии Утпаладэвы на «Спанда-карику») сказано:

«То состояние (авастха), которое вследствие своей чистоты не создает затемняющих мыслительных процессов, непостижимое и несравненное, называется шуньятой».

Согласно «Виджняна-бхайраве» (дхарана 108), Атман не подвержен никаким изменениям и не является познающим и действующим, «поэтому весь этот мир есть Пустота (атах шуньям идам джагат)».

Стабильность любого состояния является воображаемой. Единственным неизменным состоянием является отсутствие всех состояний или полная Пустота. Поэтому (согласно «Чандраджняна-тантре») «следует созерцать весь мир как Пустоту, созерцая которую медитирующий никогда не будет разрушен» В «Виджняна-бхайрава-тантре» (шлока 124) говорится: «То, что непостижимо, то, что невоспринимаемо (аграхья), то, что является пустотой (шунья) и лишено существования, следует созерцать как Бхайраву».

Согласно «Риджу-вимаршини» (1. 74), «Бхайрава, определяемый как поддержание Вселенной, есть Владыка сознания» Поэтому высшая форма бхакти (преданности Богу) есть постоянная пустота ума. Внутренний смысл поклонения — чистота ума. Чистота в абсолютном смысле — это Пустота (Шуньята). Поэтому целью и средством поклонения является Пустота. Каждому ритуалу поклонения предшествует внешнее и внутреннее очищение. Мысленно растворив в себе грубые и тонкие элементы, садхака достигает необходимой ритуальной чистоты. «Совершив бхуташуддхи («очищение элементов», как указано выше) следует созерцать все как Пустоту, а самого себя — незагрязненным, лишенным качеств, чистым и наполненным Тарой» («Пхеткарини-тантра», гл. 11).

Чистота ума достигается посредством соединения ума с объектом поклонения. То, что почитается как ишта-линга или внешний объект поклонения, является объективизируемой частью пустого пространства, состоящего только из сознания (чинматра). Поэтому «Линга почитается вместе с Шуньей. С помощью этого дживатман (индивидуальное сознание) достигает чистоты» («Гаятри-тантра» 1. 123).

[36]

Шива (в той же тантре) говорит Парвати: «О Махешани, без ньясы, а также без пранаямы, только поклонением Шунье все становится чистым» (1. 232 — 233).

Это есть высшая жертва Брахману (брахма-яджня), в которой весь внешний мир исчезает, сливаясь с пустотой ума: «Познающий Брахмана (брахма-джняни) всегда должен совершать великое жертвоприношение (махаяджня) Брахману. Увидев ум с помощью ума подобно реке, впадающей в океан, все формы следует погрузить в Великую Пустоту» («Каулавали-тантра», улласа 3).

В «Таттва-вимаршини» (тантрическом сочинении Амритананды) говорится, что преданно поклоняющийся должен совершать поклонение «в высшем пространстве (парама-акаша) Бинду, определяемом как Бытие, Сознание и Блаженство, свободном от мира иллюзии, неискаженном, безмятежном, безболезненном, непревосходимом (ануттара), чудесном, в чистейшем Высшем Сознании, в непревосходимой Великой Пустоте (нируттара-махашунье), в бесконечной Абсолютной Пустоте (шунья-шунья), в непредставимом с помощью понятий, обозначающих женский, мужской и средний род, не имеющем начала и конца, присутствующем в пяти состояниях (бодрствование, сон, сушупти, турия и турия-атита или сахаджа), лишенном всякого подобия (сарва-упамана-рахита), имеющем природу непосредственного переживания (анубхава) ясного света».

Для ума, ограниченного склонностью к различным впечатлениям и аффектам, Пустота представляется безжизненной пугающей темнотой. Ум видит в Пустоте лишь собственные качества (поскольку ум не может видеть в ней ничего другого).

Ясное сознание видит Пустоту как чистый безграничный свет, полный высшего блаженства (ананда-мая). Поэтому Шунья постигается как бесконечное беспрепятственное сияние чистого духовного пространства (чид-акаша).

«Источник того огня, который возникает в состоянии, лишенном опоры, в Пустоте, следует постоянно созерцать. Именно это есть медитация йогинов» («Брихат-тантра-сара», гл. 5).

«Высшую Шунью, пустоту пустоты, чистейшую форму Пустоты, сияющую как миллионы солнц и лун, незагрязненное высшее знание, созерцай в своем сердце как высший (духовный) Свет» («Камадхену-тантра» 11. 5 — 6).

«Следует беспрепятственно (авиродхатах) созерцать Великую Пустоту (махашунья), лишенную начала, конца и середины, сияющую, как миллионы солнц и миллионы лун. Совершая эту практику, садхака достигает цели садханы» («Шамбхави-тантра» 563 — 564).

Когда ум исчезает в Пустоте (подобно тому, как звук исчезает в пространстве), остается только Сознание (самвит), сияющее во всей полноте. Поэтому говорится, что «совершив растворение ума в Великой Пустоте (маха-шунье) йогин пребывает в абсолютной полноте» («Брихат-тантра-сара», гл. 5).

Растворение ума происходит в центральной точке (бинду). Поскольку сознание связывает все восприятия, впечатления и тенденции, оно является центром, относительно которого они существуют.

Бинду, который является центром возникновения ума, представляет начальную и конечную форму (рупа) индивидуализации. Согласно Вишвасара-тантре, «форму (рупа) следует знать

как Бинду. Превосходящее форму (рупа-атита) — Ниранджана».

В индийских (хинду) тантрах Шива описывается как Ниранджана (незагрязненный). Это — имя Шивы, которое означает чистое, вечно неизменное Сознание, пребывающее в полной пустоте. В «Самаячара-тантре» говорится: «Внутри Йони (треугольника) находится Шунья, внутри Шуньи — Ниранджана. Это следует знать как обитель Кулы (местопребывание Шакти Кундалини) и семя (биджа) всех бидж (однослоговых мантр)».

В теле каждого существа Шакти (Шабда-брахман) проявляет себя в форме Кундали (или Кундалини), высшей энергии Сознания. Местонахождение Кула-кундалини и ее внутренняя природа — Пустота, сияющая внутри треугольника Йони. «Внутри треугольника, в Пустоте (шунье), сияющей как миллионы лун, пребывает Высшее Божество (пара-дэвата) — Кундали, имеющая форму десяти миллионов молний « (Гаятри-тантра 3. 46).

«Внутри треугольника — Шунья, имеющая форму бинду, которая есть Высшая Кундалини» («Каливиласа-тантра» 22. 37).

«Она (Кундали) сияет как миллионы лун, внутри нее — Шунья (м.р.), который есть Садашива. Во вместилище Шуньи пребывает Кали, дарующая освобождение» («Камадхену-тантра», гл. 3).

Шабда-брахман (Шакти) происходит из Пара-брахмана или Шуньи. Согласно «Чандраджняна-тантре», «из Шуньи проявляется Шакти, из Шакти возникли варны (санскритские буквы)».

Проявленный (произносимый вслух или мысленно) звук, который является объектом практики сосредоточения, используется как средство соединения ума с беззвучным сознанием, пребывающем в безмолвии шуньяты.

Бхайрава говорит Шри-Дэви: «О Бхайрави, вследствие произнесения Пранавы (слога «Ом») или других (бидж) и размышления о пустоте в конце (пранавы или другой биджи), с помощью высшей силы (парая шактья) постижения этой пустоты достигается Шуньята» («Виджняна-бхайрава», шлока 39).

В следующей (17-й) дхаране (технике сосредоточения) этой тантры говорится: «Следует осознавать начало и окончание какой-либо буквы алфавита. Ставший пустым с помощью этой пустоты, ум становится имеющим форму пустоты».

В практике познания устранение препятствий происходит по мере оставления упадхи (ограничивающие факторы), которые выступают как инструменты познания. В тантрической садхане это осознается как процесс растворения иллюзорной личности, в котором грубое растворяется в тонком, а тончайшее (сукшма-атисукшма) — в Пустоте.

Тончайшим психическим элементом является буддхи, субстанцией которого является тончайший космический элемент (акаша). Его тончайшей формой, выражающей тождество и единство (Буддхи и Атмана или Шакти и Шивы) является Бинду, проявленный как изначальная универсальная единица (матра) информации, в которой заключается единый смысл всех знаний. Поэтому «форма знания есть Бинду, который является телом самарасьи (однородности, единства) Шивы и Шакти» («Саубхагья-судходая» 1. 24).

То, что лишено разделения, является неизменным. Согласно «Брихат-тантра-саре», «неизменное (авьяя) — это Бинду».

Воображаемый бинду имеет форму (сакара). Реальный бинду — ниракара (бесформенный). Абсолютно конечное тождественно с абсолютно бесконечным (подобно крайней точке острия или угла). Форма бинду — условность, обозначающая направление мысли в процессе сосредоточения ума. Поэтому «В познании Ниргуны (бескачественного, Брахмана) форма бинду является средством достижения» («Нирвана-тантра» 10. 32).

«При растворении (ума) в созерцаемом бинду, внутри него постигается высшее состояние.» («Виджняна-бхайрава», дхарана 13).

При возвращении ума к состоянию неподвижности и однородности Бинду, может быть достигнуто непосредственное постижение Шуньяты. Поэтому (согласно «Д?няна-саре») «ум, постоянно пребывающий в состоянии самарасьи, следует погрузить в Пустоту (манах шунье нивешайет)». В практике медитации Шунья созерцается как безграничное неделимое пространство: сначала однородное, затем бескачественное. Согласно «Виджняна-бхайраве» (шлока 143) «дхьяна есть неподвижный разум (буддхи), не имеющий формы, лишенный опоры (нирашрая)». Поэтому «дхьяна — это ум, пребывающий в пустоте (шунья-гатам)» («Джнянасанкалини-тантра», шлока 54).

В «Кауладжнянанирная-тантре» (гл. 14) говорится: «Пусть он (садхака) не представляет (в своем уме) ни воду, о Богиня, ни огонь, ветер или акашу, низ, верх или середину, пребывая подобно куску дерева или камню, о Любимая! Когда у ума возникает состояние унмани (растворение ума в высшем объекте медитации), о Прекрасная (Сундари), и ум становится совсем пустым (шунья-шунья-манас), существует лишь состояние неподвижности (невозмутимости ума), лишенное мысли». Это также означает созерцание бесформенного (ниракара), в котором происходит полное растворение ума. Дэви (Бхайрави) говорит Шиве (Анандабхайраве): «О Владыка, следует погрузить ум в бесформенное, тогда происходит великое растворение (махалая)» («Рудра-ямала», гл. 29).

Шива говорит Парвати: «Тот, чей ум лишен формы (ниракара), становится подобным бесформенному» («Джнянасанкалини-тантра», шлока 30).

«Стоя, находясь во сне и передвигаясь следует созерцать Шунью днем и ночью. Тогда йогин, став состоящим из акаши (акаша-мая), растворяется в чид-акаше» («Шамбхави-тантра», шлока 454).

«Вследствие медитации на Пустоту он (медитирующий) становится Духом Пустоты (шуньятман), пронизывающим все и вездесущим» («Тантралока-вивека» 1. 64).

«“Лишенный страсти и других загрязнений, я есть внутренняя пустота (антах шунья) и свободен от вовлеченности в деятельность” — такое знание поистине освобождает от соединения и разделения» («Тантра-алока» 1. 33).

Достижение состояния шуньяты не является выходом за пределы ограничений (вследствие их нереальности) или переходом в другое измерение (вследствие отсутствия каких-либо разделений). «Вира-ямала» говорит, что «переход существует для того, у кого есть представление о разграничении (мана-кальпана). В лишенном разграничений и подобном пустоте, для кого существует переход и куда он может перейти?»

Всякое познание существует относительно субъекта. Знание шуньяты лишено познающего. «Вследствие отсутствия способности постижения у пустоты, кто и кем здесь постигается? Нет осознания пустоты пустотой, нет также и препятствия» («Шива-дришти» 6. 84).

Как собственная природа (сварупа) сознания не может быть познаваемой с помощью внешних средств познания (восприятие, умозаключение и др.), так и природа шуньяты не может быть осознаваемой с помощью чего-либо, отличного от нее. Ограниченное сознание (ум, эго) не может познать что-либо меньшее или большее, чем ограниченное и конечное (познаваемое во времени и пространстве). Когда Шунья не освещена светом чистого Сознания (самвит-пракаша), она имеет образ темноты, в которой субъект (ум или эго) видит только собственные фантазии (кальпана), отождествляемые с реальностью. Пустота не препятствует свету и не

может быть освещена подобно какому-либо объекту. Поэтому Шунья может быть осознаваемой только в самом сознании. Собственная природа сознания не может быть объектом познания относительно самого себя (иначе неизбежно бесконечно повторяющееся внутреннее разделение познаваемого и познающего).

В «Гандхарва-тантре» (гл. 39) говорится, что «один лишь Атман освещает буддхи, индрии и другие (элементы личности), как светильник освещает кувшин и другие (предметы), но сам Атман не освещается ими». Для постижения Атмана не нужно ничего, кроме Атмана. Поэтому реальная природа сознания обнаруживает себя только в Пустоте: «Для вошедшего в недвойственную Шунью, там сияет Атман» («Виджняна-бхайрава», дхарана 64).

А.П. Ольшевский

24

Shivananda написал(а):

Шьяма-Кали.

что это за образ Богини поведайте пожалуйста?


Вы здесь » Шива-Сангха » Культ Богини-Матери » Шакти и Брахман