Монастырский беспредел
"Парадоксальная ситуация сложилась на острове Валаам. После того, как туда вернулись монахи, оказалось, что мирянам здесь места больше нет: или надо идти в монастырь, или уезжать с острова.
На северный остров Валаам советские граждане приехали жить, когда оттуда уехали монахи. Когда же те вернулись, оказалось, что мирянам здесь места больше нет. Или в монастырь, независимо от веры, или прочь с острова.
Стреляйте и молитесь
Местное население святого острова — около 300 человек. Половина из них проживает на территории монастырского комплекса — в квартирах, переоборудованных из бывших келий и хозяйственных помещений. Ордера на них жители получили от государства в конце 1940-х, сразу после того, как монахи ушли с Валаама в Финляндию, образовав там ныне действующий Ново-Валаамский монастырь. Тогда же на территории бывшего монастыря были открыты дом инвалидов—ветеранов Великой Отечественной войны, детский сад, школа и гостиница. Когда в 1989 году, еще в Союзе, встал вопрос о восстановлении церкви, жители Валаама позволили пятерым монахам приехать на остров и начать возрождение обители, некогда оставленной ими. На пристани их встречали хлебом-солью...
Спустя два года на остров с однодневным визитом пожаловал Борис Ельцин, и президента так вдохновила монастырская жизнь, что он решил "восстановить историческую справедливость" и передал монастырские здания верующим… вместе с живущими в них мирянами. С тех пор по одним документам островитяне живут в муниципальных квартирах, по другим — незаконно занимают монастырские помещения.
Перемены наступили незамедлительно. Обитатели монастыря приняли указ Ельцина буквально и стали принуждать островитян, вне зависимости от вероисповедания, жить по Закону Божьему. А монастырский устав суров: запрещает не только курение, употребление алкоголя и пользование контрацептивами, но и лов рыбы, сбор грибов и ягод, разведение костров в лесу и много чего еще.
Постепенно братия стала осваивать и сферы, не имеющие отношения к религии. Например, охоту. В свое время отстрелом лосей, которых на Валааме в избытке, занималась специальная бригада, лосятина шла в школу, детский сад и местный магазин. В последнее время служители культа обязанности по подготовке охоты взяли на себя, а отстрел передали… VIP-гостям монастыря.
Таковые прибывают на Валаам постоянно. Последние три года туда ездит и Владимир Путин. На острове даже появилась своеобразная примета: начался сенокос — значит, приедет президент. За несколько дней до его прилета близ монастыря скашивается вся зелень, дабы в ней никто не укрылся. Правда, сам президент, как он много раз признавался, не охотится. Но есть другие. Причем иногда эти "паломники" выходят на лося изрядно подшофе...
На выселение
Коренные жители неоднократно пытались обратиться за помощью. Но сразу после того, как с острова в администрацию президента было отправлено письмо с просьбой разобраться, начались гонения на мирян. Валаамцы уверены: письмо попало в руки игумена отца Панкратия, который незамедлительно начал политику выселения жалобщиков. Аборигенам предложили либо идти работать в монастырь поварами, разнорабочими, строителями — и в этом случае остаться на занимаемой площади, либо убраться с острова. При этом монахи красочно описали преимущества жизни в монастыре, напомнили о состоятельных спонсорах, делающих богатые пожертвования, в том числе катерами и автомобилями.
Перспектива остаться на улице испугала многих. Обезумевшие от страха валаамцы пошли к игумену, попросились на работу. Но часть жителей предпочла отстаивать права в суде. Скоро за ними закрепился ярлык людей второго сорта. На них указывают пальцем паломникам, якобы они — пьяницы, тунеядцы и безбожники, не захотевшие жить и работать под крылом игумена. Для изгоев монастырь при участии местной администрации построил жилой дом на материке, в небольшом карельском городке Сортавале.
— Те, кто уехал с острова, скоро раскаялись, — говорит бывший заместитель директора Валаамского природного парка Сергей Недошивин. — Люди, у которых прошла вся жизнь на острове, не приспособлены к жизни на Большой земле. Им там просто делать нечего. Кроме того, в Сортавале самый высокий уровень безработицы по региону, поэтому многие решили вернуться на остров.
Для возвращенцев и тех, кто никогда не покидал Валаам, жизнь обернулась адом. В суде одно за другим рассматриваются исковые заявления за личной подписью игумена Панкратия. Настоятель требует обязать аборигенов освободить помещения, переданные монастырю указом Ельцина. Мирянам предлагается съехать. Все равно куда.
Не уйдешь — не будет больницы
В июле 2004 года с однодневным визитом Валаам посетил Владимир Путин. Тогдашний глава администрации Сергей Григорьев рассказал президенту о тяжбах на острове. Президент обещал разобраться.
— Спустя два месяца меня вызвало начальство — глава сортавальской администрации Сергей Рыжков — с требованием, чтобы я подал в отставку, — рассказывает Григорьев. — Как выяснилось, Путин устроил разгон главе Карелии Катанандову, а тот, в свою очередь, решил от меня избавиться. Если я буду упорствовать, Катанандов не даст денег на строительство больницы в Сортавале. Я подал в отставку. С тех пор на Валааме все юридические вопросы, вплоть до прописки, решает игумен монастыря. Недавно у жительницы Валаама Людмилы Пилипчук родилась дочь, но девочку не прописывают на площади матери, вынуждая покинуть остров.
Не так давно валаамцы предприняли новую попытку обратиться с петицией к президенту. "На данный момент все 300 жителей острова, имея государственную прописку в домах, не имеющих отношения к культовым зданиям, оказались по сговору монастырской власти с карельским правительством в фонде религиозной организации монастыря, — пишут островитяне в своем обращении к Путину. — Мы стали бесправными жителями... До их прихода мы жили в современной, развивающейся и большой России с надеждой на справедливость, труд и здравый смысл, с верой в будущее наших детей на этой земле, а теперь оказались в атмосфере царизма, с князьками, захватывающими власть, бизнес и собственность на выпрошенные деньги у нашего государства, олигархов и крупного бизнеса".
Под письмом были подписи чуть ли не половины жителей Валаама. Но и в этот раз бумага пропала по дороге в Кремль...
Сейчас по соседству с дачей патриарха Алексия Второго строится VIP-гостиница "Владимирский скит". Строительство идет за забором и под охраной. Зато другой объект могут увидеть все. В прошлом году у Никольского скита пришвартовалась яхта "Паллада", выкупленная у администрации президента и подаренная монастырю спонсорами. О судне длиной 31 м и стоимостью $4 млн. не раз писали СМИ. По благословению патриарха "Палладу" переименовали во "Всецарицу", правда, старые буквы еще не закрасили. В Ладогу яхта практически не выходит, по словам послушников, дежуривших на пристани, на ней катают VIP-гостей.
Последний раз жители Валаама обратились к Путину во время летней интернет-конференции, спросив: "Почему в стране, где церковь отделена от государства, монастырь всячески притесняет местных жителей?" Увы, и этот вопрос не дошел...
Четверть фундамента — наша
19 августа монахи и верующие отмечали день рождения Валаамского мужского монастыря. Приехали больше тысячи паломников. На монастырской пристани их встречал с плакатом Дмитрий Синица, человек, которого монастырская братия пытается лишить бизнеса. Игумен предлагал Синице торговать сувенирами под монастырской маркой, но Дмитрий решил сохранить независимость. Его прилавок с товаром возле пристани неоднократно подвергался разгрому. Недавно терпению Синицы пришел конец. В праздник Спасо-Преображения Господня он устроил пикет у стен монастыря.
— Я требую вернуть Конституцию на остров, вернуть право на местное самоуправление, на жилье, на землю и гарантированное право на труд, — говорит Синица.
Филипп Мускевич — один из немногих жителей Валаама, кому удалось противостоять воле игумена. В свое время тот обратился в суд с требованием лишить Мускевича, его жену и двух дочерей площади, на которую претендует монастырь. Первоначально монастырский иск был удовлетворен. Решение о выселении отменил Верховный суд Карелии.
— На Валааме надо проповедовать не Закон Божий, а закон муниципального права, — считает Филипп. — Мой случай — доказательство тому, что один человек может противостоять системе.
73-летнюю Веронику Молчанову, старейшую жительницу Валаама, пытаются выселить, настаивая на том, что она проживает на территории монастырского комплекса.
— Мой дом был построен в 1967 году, спустя 20 лет после того, как последний монах уехал с острова, — плачет женщина. — Тем не менее игумен настаивает, что одна четвертая часть фундамента дома — остатки монастырского свечного заводика. По этой причине меня выселяют.
Война миров
В конце прошлого года игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий был награжден премией "Человек года-2005" в номинации "За восстановление духовных святынь России". В собственность монастыря недавно передан последний объект мирян. Здесь расположены Зимняя гостиница, школа, где учатся 50 детишек, продовольственный магазин и квартиры, где живут примерно 60 семей. Новый виток переселения островитян на материк неминуем. Ликвидация школы изгонит с острова семьи, имеющие детей. Остальных, скорее всего, попытаются выселить другими методами.
— Недавно я сделал замечание монаху, перекрывшему трубу, по которой подается вода в гостиницу и квартиры, — рассказывает Сергей Григорьев. — "А мне приказали обрубить мирянам воду", — оправдался монах. Похожим образом обстоит дело с подачей электроэнергии.
Екатерина Головина, Мария Пережогина,
"ПРОФИЛЬ"