Шиваитский праздник ШИВАЛАЯ-ДИПАМ ( शिवालय दीपम् ), КРЬТТИКА-ДИПАМ ( कृत्तिका दीपम् ).
Санскритское слово дИпа значит "светоч, светильник, свеча", слово Алая значит "обитель, жилище", ЩивАлая-дИпам - это "светоч обители Благого".
Древний праздник Крьттика-дИпам или ШивАлая-дИпам приходится на ноябрьско-декабрьское полнолуние(пУрнимА) (месяца маргащирша североиндийского календаря или месяца карттика южноиндийского), когда полная Луна проходит по крьттикА-накшатре - звёздному скоплению Криттики (греческ.назв. Плеяды, русск.назв. Волосожары). Отмечают это торжество зажиганием масляных светильников(дИпа) вечером после захода солнца в честь следующего события, упоминаемого в Шива-маха-пуране:
Некогда бог Брахма и бог Вишну затеяли спор: кто из них двоих самый могущественный во Вселенной. Оба доказывали друг другу о своём превосходстве и никто не хотел уступать. И пожалуй, один только Рудра смог бы рассудить этих двух вселенских владык. Вдруг в разгаре спора между Брахмой и Вишну возник огромный огненный столб (анала-стамбха). На некоторое время Вишну с Брахмой, замолкнув, замерли от удивления, стараясь понять:"Что это может быть?" Вверх взлетел Брахма белым лебедем, чтобы найти верхушку горящего столпа, а Вишну, обернувшись вепрем, стал углубляться вниз, пытаясь отыскать корень этого огненного столба. Время шло, но ни Вишну, ни Брахме так и не удалось достичь ни вершины, ни основания огненного лингама (агни-лингам). Оба поняли, что перед ними Тот, Кто бесконечен и безначален, превосходящий их обоих. С осознанием этого Вишну и Брахма вернулись на прежнее место спора и, отбросив ложную гордость, со смирением поклонились огненному лингаму Рудры. По их молитве благой Владыка Шива-Рудра появился из лингама. Этот образ Шивы называется Лингодбхава (линга + уд-бхава) - "появление из лингама"). Это произошло в день, когда полная луна была в созвездии Криттик. Памятованию об этом событии и посвящён праздник Крьттика-дипам.
Перед началом праздника в этот день бхакты Шивы после утреннего омовения одевают чистые одежды, прибирают в доме и держат пост до заката, до зажжения огней и совершения вечерней пуджи. С заходом Солнца, во время вечерних сумерек, когда полная Луна вместе с Плеядами появляется на небе (около 5-6 часов вечера), в храмах и домах зажигают масляные светильники и свечи и ставят их на домашний алтарь, на подоконники, перед входом в дом, на улице разводят костры на возвышенных местах. Все эти огни представляются подобиями огненного Шивалингама. Самый огромный светильник (дИпа) праздника - это видимый на много вёрст вокруг костёр, который ежегодно запаляют на вершине холма Арунагири в Тамилнаду.
Огонь (агни) - это один из материальных элементов - пяти вещественных сутей (паньча-бхУтА) наряду с землёй, водой, воздухом и эфиром, из которых состоит этот преходящий мир. Мало какое священнодействие или праздник происходят без использования огня. Во время яджни Боги получают жертву посредством пламенных языков Агни, а во время пуджи дорогому Божеству преподносят свет и тепло светильника. Но в день Крьттика-дипам Господь Сам проявляется в свете и жаре огня.
В день праздника Крьттика-дипам, или Шивалая-дипам, пламя любого светильника олицетворяет огненный, горящий, светящийся лингам Господа Рудры (агни-лингам, теджо-лингам, джьётир-лингам) и является объектом духовного созерцания (дхьЯна) для шиваита. Это световой личный образ Шивы (джьёти-сварУпа). На материальном уровне зажженная свеча - благоприятный знак, отвращающий злые силы, приносящий процветание и радость жизни. На духовном уровне горящая свеча - отражение запредельного, божественного света Паращакти, духовного сияния, исходящего от самого Паращивы и искрящегося внутри каждой личности (АтмА).
Наиболее аутентичный светильник для этого торжества представляет собой наполненную топлёным (либо кунжутным) маслом простую глинянную (медную) плошку с небольшим носиком для фитиля, скрученного из волокна. Но используют и другие светильники и свечи. В целях пожарной безопасности (чтобы от жара огненного Шивалингама в доме не наступила преждевременная пралая) желательно ставить светильник на керамическую или металлическую подставку вдали от воспламеняющихся предметов.
(!) В этом году Криттика-дипам выпадает на вторник, 1 декабря григорианского календаря.