ГАНЕША
(санскр. – «Предводитель группы»), поздний по времени формирования (не ранее середины I тысячелетию н.э.), но исключительно популярный персонаж индуистской мифологии шиваитского круга.
В поздневедийский период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита). В эпической и пуранической мифологии Ганеша – сын Шивы и Парвати, представляемый в виде плотного человечка с большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой с одним бивнем. Легенды вокруг имени Ганеши можно считать «комментариями» к этой наружности. Слоновья голова объясняется в Пуранах двояким образом. По одной из версий, на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить одно недоброе божество, которое из мести испепелило голову новорожденного. Брахма посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое ей встретится, и им оказался слон. Другое объяснение состояло в том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши голову первого встречного существа, которым оказался слон. Индологи видят в этих легендах отражение архаического культа слона, приспособленного к шиваитской мифологии. Два объяснения были предложены индийскими мифотворцами и для объяснения того, почему у слоноголового человечка только один бивень. Согласно одному из них, он лишился одного бивня за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив на сей раз брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы; Парашурама, который вообще ни с кем не церемонился, отсек ему один бивень своим топором. По другой легенде, Ганеша сам использовал один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху («Слоноволикий» – снова «слоновый мир»), который превратился после этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.
Хотя Ганеша – предводитель низшего пантеона в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Эти же функции выполняют обе его жены – Буддхи («Разум») и Сиддхи («Успех»). Ганешу призывали и призывают до сих пор в помощь при каждом начинании, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. В многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо отмечается четвертый день светлой половины месяца – чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь) в Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.
Ганеша является самым почитаемым божеством Индии после Вишну, Шивы и их жен. Его изобраажют с головой слона на человеческом туловище. Его вахана – крыса. Ганеша - Бог предусмотрительности и мудрости, его как устранителя препятствий призывают перед началом любого дела.
Ганеша считается старшим сыном Шивы и Парвати.
Шива и Парвати не могли иметь общих детей, боги опасавшиеся, что дети, рожденные от такого союза, могут оказаться слишком ужасными чтобы жить рядом с ними, попросили Шиву не порождать детей. Шива согласился, но Парвати, узнав об этом, пришла в ярость и заявила, что в таком случае жены других богов должны тоже стать бесплодными, как она и прокляла их соответствующим образом. В результате все богини утратили способность рождать детей.
Вот одна из версий о происхождении на свет Ганеши.
Парвати совершила поклонение Вишну, моля его о сыне. И тогда сам Вишну принял вид младенца и стал ее сыном. Услышав о рождении ребенка, боги пришли поздравить Парвати, и в то время, как все боги смотрели на чудесного ребенка, Шани (планета Сатурн) держал взгляд, прикованным к полу. Парвати спросила его, почему он не смотрит на ее дитя, и Шани ответил, что находится под проклятием своей жены, которая в приступе ревности, заявила, что всякий на кого он посмотрит, погибнет в одночасье. Однако гордая мать подумала, что ее чадо не подвластно никакой опасности, и заявила, что Шани может смотреть на ее дитя. Шани взглянул и голова ребенка отделилась от туловища и улетела в Вайкунту, небо Вишну. Парвати начала причитать, и чтобы утешить ее Вишну оседал Гаруду и отправился на поиски головы. Он нашел слона, спавшего на берегу реки, отрезал ему голову и принес ее Парвати, которая приставила ее к телу Ганеши, а Брахма дал ему жизнь.
Слон считается животным мудрым и голова Ганеши символизирует эти свойства.
По другой легенде Парвати сотворила Ганешу в отсутствии Шивы и поставила его охранять дверь в купальню. Вскоре пришел Шива и был несказанно удивлен при виде Ганеши. Однако он попытался войти силой, и между ними началась ссора в ходе которой Шива отрубил Ганеше голову. Когда Парвати вышла и увидела, что ее сын убит, она зарыдала, и Шива приказал, чтобы ему доставили голову первого попавшегося живого существа. Это оказалась голова слона. Шива приспособил ее к телу Ганеши и дал ему жизнь.
У Ганеши только один бивень, второй был отломан Парашурамой. Однажды Парашурама посетил обитель Шивы на горе Кайлас. У входа его встретил Ганеша и сообщил, что его отец спит и никого не принимает. Однако Парашурама торопился и не хотел ждать, поэтому он попросил Ганешу пойти и разбудить Шиву. Ганеша не стал будить отца, и между ними завязался бой, во время которого Парашурами метнул топор в Ганешу и отрубил ему бивень.
Ганешу считают очень сведущим в священных науках и к тому же прекрасным писцом. Говорится, что именно ему Вьяса диктовал «Махабхарату».