"Брахмо самадж"

Религозное общество, основанное в 1828 г. бенгальским аристократом Рам Мохан Роем. Дало фактическое начало движениям неоиндуизма.

Основной идеей общества было признание Брахмы единым богом, которому должны поклоняться не только индуисты, но и представители других конфессий. Общество действовало путем просветительства и проповеди представления о разуме как важнейшем критерии к обычаям и вероучению.

"Брахмо самадж" придерживалось монотеистического толкования Вед.

При формировании своего учения Рам Мохан Рой предполагал переустройство индийского общества по образцу западной цивилизации. С одной стороны, "Брахмо самадж" основывалось на древнем индуизме и брахманизме, стремясь переосмыслить значение религиозного авторитета брахманов, с другой стороны - пыталась реформировать и упростить обрядность, заменить ее методами самосовершенствования личности. Общество провозгласило идею равенства человека перед богом и тем самым выступило против кастовости индийского общества.

Идеалы "Брахмо самадж" последовательно проводились в жизнь двумя его руководителями: Дебендранатхом Тагором и Кешаб Чанддером.

"Брахмо самадж" не получило широкого распространения среди широкой общественности (максимальное число ее членов достигало 10 тысяч человек), однако его деятельность дала серьезный толчок к появлению других конфессий неоиндуизма, прежде всего "Арья самадж"

"Арья Самадж"

"Арья Самадж" - Реформистское движение, появившееся в индуизме во второй половине XIX века. Основано в 1875 г. Свами Данаянда. Идеи ""Арья самадж"" были близки к первой неоиндуистской конфессии ""Брахмо самадж"". В задачу общества первоначально входило сохранение индийских национальных традиций и ознакомление с ними всего мира. Сторонники ""Арья самадж"" отвергают кастовый строй и имеют очень упрощенные ритуалы. Общество отказалось от идей сближения с другими религиями, которое пропагандировалось в ""Брахмо самадж"". Утверждается монотеистическое толкование Вед и провозглашен лозунг ""Назад, к Ведам!"". В основу популярности общества в народной индийской среде легло обращение к древней индийской традиции. Общество имеет значительное число последователей (в период расцвета - до 1,5 миллионов человек).