Хочу раскрыть тут тему Натараджи- владыки танца, танцора космоса, повелителя вселенной.
Кто может- добавьте, пожалуйста- для расширения знаний об этом элементе шиваизма.
Вот текст с сайта http://www.bibliotekar.ru/Iskuss2/11.htm
"Одним из наиболее ярких созданий бронзовой скульптуры южной Индии является образ четырехрукого Шивы-Натараджи («Царя танца») (илл. 1366), фигура которого дана в максимально динамичном аспекте. Поза эта с небольшими вариациями повторяется в различных известных образцах. Воплощая в себе вечную энергию, движущую мир, скульптура Шивы-Натараджи каждой своей деталью и атрибутом символизирует определенное положение или представление индуистской религиозно-философской системы. Если самый танец его обозначает движение вселенной, а попираемый им карлик изображает демона невежества, мешающего познать высшую истину, то и каждая его рука строго связана с каким-нибудь символическим смыслом. Левая рука (верхняя) держит языки пламени — это символ разрушения и очищения вселенной, правая — трещотку, что обозначает шум Эфира, и т. д.
В ритмическом распределении словно движущихся ног и рук, в упругой постановке фигуры, стоящей на одной ноге, чувствуется воздействие стихии народного танца. В умножении числа рук и в разнообразии их движений проявляется стремление передать движение во всей его полноте, как бы расширив его эффект для восприятия с различных точек зрения. В этом фантастическом вымысле, как и, например, в образе трехголового Шивы, сказываются древние мифические и анимистические представления о неисчерпаемом многообразии жизненных проявлений в природе, выкристаллизовавшиеся здесь под влиянием религиозно-философских идей индуизма в канонически определившийся законченный символ. Впоследствии, несмотря на внешнее следование традиции, в частности «танцующему» характеру позы, и на совершенство выполнения деталей скульптуры, в бронзовой пластике побеждают каноничность и религиозная отвлеченность (например, образы Кришны 16—17 вв.).
Также с сайта http://www.hari-katha.org (http://www.hari-katha.org/f1/viewtopic. … 632f1e477b)
"Изображение Натараджи – это парадокс Вечности и Времени. Это наподобие стремительного потока и спокойного океана. Шива – это Кала, что означает время, но Шива – это и Махакала или Великое Время или Вечность. Натараджа – Король Танца, его жесты одновременно динамичны и изящны, ускоряющие Вселенскую Игру Иллюзии.
Его руки, ноги и туловище производят нерпрерывное разрушение и созидание Вселенной, как смерть уравновешивается рождением. Если рассматривать скульптуру Натараджи, то при всей демонстрации активности в танце – движение рук, ног, туловища, это демонстрирует нам циклический ритм и полноту Космического Танца, который протекает под ритм необратимых Махайуг, но лицо Шивы всегда остается в абсолютном спокойствии.
Натараджа танцует в пределах Вселенской Иллюзии. Локоны Его волос, пронизывают пространство в разных направлениях, поскольку Его танец наполнен экстазом. Его локоны украшены полумесяцем, черепом и Гангой. Шива объединяет в себе и покой Абсолюта, в котором исчезают все различия, и активность Абсолюта, которая проявляется в Творении, жизненной силе, игре.
Волосы Шивы во время танцы напоминают ореол, что символизирует собой Его силу и всепронизывающую способность. Волосы, чей блеск и красота, напоминает нам о женственности, демонстрируют нам Силу или Шакти Абсолютного Господа.
В одном Его ухе, женская серьга, а в другом мужская, что символизирует Его в мужской и женской энергиях Вселенной.
Находящиеся в беспорядке, волосы Шивы символизируют и отречение.
Огненное кольцо или ореол вокруг фигуры Шивы – прахабхамандала, символизирует Вселенной, со всей ее иллюзорностью, страданиями и болью. В некоторых скульптурах, это кольцо имеет несколько уровней, что отражает символизм океанских вод.
Ореол из огня символизирует Вселенную, в которой происходит сам танец, но это и символ запредельности Абсолюта.
Опора в виде лотоса, служит свидетельством того, что в сердце и сознании каждого из нас находится это место. Ганга, которая ниспадает с волос Шивы. До того, как снизойти на Землю, Ганга протекала на Небесах, и только Шива мог сдержать всю мощь этого святого потока, чтобы тот не причинил вреда Земле.
Полумесяц, символизирует мудрость Шивы. Также, это олицетворение Камы, который удерживается простой волей Господа. Змеи, обвивающие руки и шею Шивы, символизируют власть и мощь Шивы. Это также свидетельствует о том, что Шива – это повелитель или побеждающий смерть или Йаму. Змея символизирует и душу, душа меняя «шкуру» остается неизменной, лишь проявляя новые формы жизни. Как и змея покоящаяся на шее Шивы, так и душа покоится в Боге. Это символ того, что невозможно отделить душу от Бога. Змея – это из ядовитых и смертоносных созданий на земле, но они служат украшением Шивы, что показывает нам бесстрашие и бессмертие Шивы.
Шива и есть сама Вечность.
Верхняя правая рука Шивы, держит уддукаи или даммару, чей ритм задает ритм танца.
Звук даммары символизирует собой непрерывность и одновременность творения и разрушения Вселенной. Также, это символ сришти или творения. Из звука даммары, Шива извлекает Первичный Звук – ОМ, от которого исходят все ритмы и циклы творения.
Другая, правая рука Шивы находится в абхайа-мудре, жест говорящий нам – не бойся! Этой мудрой Шива благословляет душу и дарует бесстрашие.
Бесстрашие, даруемое реализацией недвойственного единства с Шивой.
Маркандея Риши говорил – «чандрашекхарашрайе мам Ким каришйати веи йама» - «Когда я под защитой Господа Чандрашекхара, то как Йама, Господь смерти может повредить мне?». Это символ также и стхити или сохранения.
Верхняя левая рука Шивы, держит Агни или огонь в ардхачандра-мудре(«полумесяц»). Огонь символизирует собой силу разрушения и трансформации, силу с которой Шива танцует в конце каждой эпохи, удаляя грехи и иллюзию. Это символизирует самхару или растворение и поглощение.
Нижняя левая рука Шивы, пребывая в гахаста мудре(«хобот слона») указывает нам на Апасамара пурушу или карлика, который символизирует неведение и иллюзии. Это символ эгоистичной души, попираемая стопой Шивы, символизирует милость сокрытия.
Танец Истины над невежеством и тьмой, вот предназначение каждого живого существа.
Его приподнятая в танце нога и указывающая левая рука, символизирует то вечное, что достигается приближением к Шиве. Это символ ануграхи или божественной милости откровения, которая дарует душе знание, разрушающее путы невежества.
Другая нога Божественного Танцора пребывает на Апасамарапуруше, что символизирует полную победу Света Истины над неведением. Это символ тиробхавы или сокрытие, это демонстрирует нам развитие и конечное предназначение души.
За всем этим пребывает Шива, Абсолют, чья сущность сат-чит-ананда.
Который есть недвойственный, один без второго. Шива - Абсолютная Истина, непроявленная, неизменная и запредельная, вне времени, формы и пространства.
Это Творение, которое подобно грезам или сну Бога, писания именуют лилой или Божественной Игрой. И в этой игре, Божественый Танцор проявляет свои действия. Все эти действия описываются, как Брахма – творение, Вишну – поддержание или сохранение, Рудра – разрушение или трансформация, Махешвара – сокрытие, Садашива – проявление.
Предназначение каждого существа, стать этим танцем и обрести изначальное единство с Божественным Танцором - Натараджей. "